Чего современной молодежи не хватает в программе телепередач?

ноябрь 4, 2011

Телевидение и газеты не в почете у молодых и активных. Всем подавай Интернет — с его супервозможностями моментально реагировать на любое событие в стране и мире. Молодежь уверенно уходит в Сеть, оставляя позади традиционные массмедиа. О том, почему так происходит, мы спросили у Евгении Ним, кандидата социологических наук, доцента кафедры теории и практики журналистики АлтГУ.

— Евгения Генриевна, какие ценности пропагандируют современные каналы передачи информации? И насколько они соотносимы с жизненными приоритетами молодежного сообщества?

— Это ценности современного западного мира: деньги, социальное признание, карьера, свобода выбора, мобильность. Молодость и красота в беспроигрышном сочетании с образованием и умом. В общем, все, что связано с волшебным словом "успех". СМИ терпеливо и пошагово учат молодежь, как стать миллионером, избежав страшной участи оказаться лузером. То есть работником бюджетной сферы, далеким от нанотехнологий... Ну а если серьезно — есть разные СМИ и разная молодежь. Молодежь вообще — это абстракция. Одних интересует лишь число нулей на банкнотах, другие исповедуют бескорыстную дружбу и любовь. В том числе к науке. И первые, и вторые найдут что посмотреть и почитать, благо журналисты и массмедиа работают со всеми аудиториями. Однако, как ни печально, часто даже полярные сегменты молодежной аудитории говорят об одном — читать и смотреть нечего, пойдем в Интернет.

— На какие теле-, интернет-продукты ориентированы сегодня молодые люди?

— Если говорить о телевидении, то общий тренд — предпочтение развлекательных форматов. Музыкальные программы, реалити-шоу, юмор, криминал, гламур, эротика… Все это преимущественно трэш-ТВ с его дешевыми интригами, скандалами и сенсациями. Но я бы не сказала, что это осознанный выбор самой молодежи. Загляните в программу передач топовых телеканалов — много ли там других альтернатив?

Выделение канала "Культура" в качестве резервации для рафинированных интеллектуалов позволило другим каналам снять с себя тяжкий крест просвещения и образования. Думаю, студенты не часто смотрят канал "Культура" — как и их преподаватели. Такой сплошной поток учености и духовности не каждому под силу выдержать… Нужны разумные дозы в приемлемых для молодежи форматах. И нужна научная журналистика, которая у нас сегодня очень плохо развита.

— На ваш взгляд, с чем все это связано?

— Журналисты говорят, что вынуждены идти на поводу низкопробных вкусов аудитории, иначе рейтинга и денег, соответственно, не будет. Зрители сетуют, что другого им не предлагают, поэтому смотрят то, что есть. Замкнутый круг и вечный спор о курице и яйце. Плюс организационные "особенности национального телевещания".

Молодежь уходит в Интернет и открывает для себя, помимо множества других вещей, социальные медиа. Это интернет-сообщества, блоги, виртуальные игры, социальные сети... Здесь совсем другой способ коммуникации, стирающий различие между производителями и потребителями контента. Возможность диалога и свободы самовыражения, безусловно, привлекает молодежь.

— Интересно, какое место в системе ценностей современного молодого человека занимает Интернет?

— Я в прошлом году проводила фокус-группы с пользователями Интернета. Вот типичный ответ о месте Сети в жизни социально активного молодого человека: "Интернет — это постоянный источник информации, способ ведения бизнеса. Что для работы, что для личной жизни — Интернет просто незаменим. Интернет у меня 24 часа в сутки включен".

Исследования ФОМ говорят о том, что через три года практически вся молодежь от 18 до 24 лет будет относиться к активной суточной интернет-аудитории. Проникновение Интернета среди 25–34-летних к этому времени также достигнет максимального значения (97–99%), число пользователей в этой возрастной группе составит 22 млн. человек. Так что молодежь первой достигнет фактически тотальной "интернатизации".

Сегодня ученые спорят о перспективах развития влияния киберпространства на жизнь социума: одни считают, что люди и социальные институты практически полностью "мигрируют" в киберпространство; другие полагают, что материальный и виртуальный миры будут существовать параллельно и взаимно обуславливать друг друга; третьи — что произойдет киборгизация человека, и он станет частью беспроводных сетей. В любом случае реальность будущего связана с киберпространством. И быть off-line означает сейчас быть отключенным не только от Сети, но и от всего общества, которое пронизано медийными технологиями и становится сетевым по своей сути.

Рейтинг

Согласно данным исследования "ТВ Индекс" компании "TNS Россия", рейтинг самых популярных программ за неделю с 10 по 16 октября выглядит следующим образом. На первом месте сериал "Глухарь", который идет по НТВ, — серию от 13 октября посмотрели 33,1% всей российской телевизионной аудитории. Следом — ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят", вышедшее в тот же день. Узнать, почему певец Александр Малинин не хочет общаться с дочерью от первого брака, не терпелось 30,3% российских телезрителей. Замыкает тройку лидеров программа "Время" с 25,8% зрительских голосов.