ноябрь 9, 2011
По данным октябрьского опроса "Левада-Центра", треть россиян не собирается участвовать в выборах. 11% уверены, что на выборы не пойдут, потому что "все решат за них" и среди представленных в бюллетенях семи партий "выбирать не из кого". При этом почти 30% россиян уверены, что выборы пройдут честно, а более 50% - что они будут "грязными". Эксперты "СК" рассуждают о том, можно ли считать легитимными официальные итоги голосования, предъявляемые нам Центризбиркомом, и насколько волеизъявление российских избирателей защищено от фальсификаций и искажений.
Люди никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.
Нужно разделять искажения и фальсификации. Фальсификации происходят непосредственно в день голосования, в том числе при подсчете голосов, искажения связаны с изъянами политической и партийной системы.
Тот факт, что участники выборов не представляют полного спектра общественных интересов, – основной фактор, искажающий наше волеизъявление. Выборы не являются самостоятельным институтом, они связаны с институтами судов и СМИ. Три определяющих фактора честных выборов – реальное разделение ветвей власти, независимая пресса и развитое гражданское общество. Если этого нет, институт выборов не достигает той цели, которой должен достигать.
Изъяны собственно избирательного процесса: формирование избирательных комиссий властью, система регистрации кандидатов, позволяющая не допустить к выборам неугодных, проведение агитационных кампаний при почти полном отсутствии независимых СМИ, возможность давления на избиркомы на этапе голосования и подсчета голосов. При нынешней ситуации, думаю, можно "нарисовать" 10–15%, но не более. Мы не защищены от всего этого.
Процедуры, связанные с голосованием и подсчетом, законодательно прописаны более четко, чем другие стадии выборного процесса, и нарушения проще документировать. Но при отсутствии независимой судебной системы даже очевидные фальсификации, оспариваемые в судах, часто не устраняются.
Электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые будут использоваться на этих выборах, существенно усложняют некоторые традиционные методы фальсификации, но всех исключить не могут: например, голосования за не пришедших на выборы избирателей по сговору с избирательной комиссией. Обязательность общественного контроля над работой КОИБ в законе не прописана.
На конечный результат влияет и совмещение думских и региональных выборов: это повышает явку (на региональных выборах она в среднем 35%, на федеральных – до 65%), а явка и особенности ведения агитационных кампаний влияют на структуру распределения голосов. Возможности корректировки протоколов тоже ограничены: нельзя фальсифицировать итоги на выборах одного уровня, радикально отличающиеся от итогов выборов другого уровня.
Уровень публичной легитимности выборов неуклонно падает. И это, конечно, порождение системы, не допускающей новых игроков. Полномочия исполнительной власти гипертрофированны, она может диктовать свою волю другим институтам, представительная же власть очень слаба. Система сдержек и противовесов не работает. Когда у кого-то в руках все полномочия, а у других их почти нет, странно ожидать, что будут соблюдаться равные условия борьбы. Исполнительная власть формирует избиркомы и фактически их контролирует, трудно ждать от них независимости. Выборы в такой ситуации – это не собственно выбор, а косвенное выражение доверия или недоверия системе власти. Отсюда попытки абсолютно все выровнять, чтобы не дай бог не вылезло что-нибудь неподконтрольное.
Если сравнивать эту думскую кампанию с прошлой, то, действительно, "живых" персонажей среди кандидатов стало меньше, и это приходится компенсировать манипуляциями. Но у каждого региона есть некий "болевой порог", который власть опасается переходить по причине сопротивления среды, связанного со спецификой региона, структурой политических и бизнес-элит. Например, в большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока этот порог значительно выше, чем во многих регионах "исторического ядра" страны или на Северном Кавказе. Поэтому итоги выборов в разных регионах будут очень пестрыми.
Гарантии выявления действительной воли избирателей на выборах обеспечиваются принципом коллегиального формирования избиркомов с участием политических партий, а также функционированием института наблюдателей. Члены комиссий несут ответственность за нарушение законодательства; за фальсификацию избирательных документов и итогов голосования предусмотрена уголовная ответственность.
Подсистема обеспечения безопасности информации ГАС "Выборы" защищает информацию и программно-технические средства от несанкционированного доступа. Безопасность обеспечивается с помощью системы обнаружения и предотвращения атак, антивирусной защиты. Осуществляется криптографическая защита информации при ее передаче по каналам связи, используются электронные замки и другие аппаратные средства защиты информации для надежной идентификации пользователей. Внедрена система обнаружения вторжений и контроля защищенности системы. Действует разрешительная система допуска персонала к информационным ресурсам и документам. Каждый работник использует только те ресурсы и программные средства, к которым имеет право доступа. Действия пользователей и обслуживающего персонала контролируются и регистрируются. В случае сбоев и отказов оборудования, чтобы исключить потери информационных ресурсов и оперативно их восстановить, дублируются массивы данных и носителей информации.
Нет, не доверяю. Потому что это все подтасовка и фуфло. Голосовать в декабре не пойду. Все равно известно, кто победит.
Нет. Потому что в нашей стране вообще нельзя ничему доверять. На выборы я не пойду – голосовать там не за кого.
Конечно, доверяю. Привыкли мы так – верить правящей партии и тем, кто стоит у власти.
Не очень-то доверяю. Почему – не знаю, не задумывался над этим. Но на выборы 4 декабря пойду.
Хотелось бы доверять, но я сомневаюсь. На выборы пойду. Надеюсь, что наши голоса учтут правильно.