ноябрь 12, 2011
У Барнаула вскоре появится свой собственный бренд. Городские власти считают его залогом успешного позиционирования на туристическом рынке.
На сайте Интерфакс-Россия размещен материал о создании бренда столицы Алтайского края. Местные власти считают, что разработав его, смогут превратить город в туристический центр. "В этом году в Барнауле впервые принята долгосрочная целевая программа развития туризма, рассчитанная на 2012-2016 годы.
В ее рамках планируется создание на территории города туристско-рекреационного кластера и разработка собственного бренда Барнаула. Именно бренд, по мнению разработчиков программы, позволит организовать эффективное позиционирование города на туристическом рынке, как российском, так и международном", - пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе администрации Барнаула. На реализацию программы планируется направить 10 млн рублей, 3,5 млн, в частности, - уже в следующем году.
Как отмечают эксперты, столица Алтайского края долгое время оставалась в стороне от туристических амбиций региона, где ставка всегда делалась на "раскрутку" уникальных природных территорий и курортных зон.
Ни для кого не секрет, что роль туризма в экономике края возрастает с каждым годом. Сейчас это вторая по важности отрасль после аграрного сектора. И Барнаул как столица региона должен занимать соответствующие позиции. Необходимость в организации его грамотного позиционирования на туристическом рынке назрела давно, и брендирование в данной ситуации это не дань моде, а один из самых эффективных инструментов.
Действительно, в российской истории есть целый ряд примеров, когда удачно продуманный бренд становился существенным преимуществом в борьбе за "желанного туриста". Самый яркий из них, пожалуй – это небольшой городок на Волге под названием Мышкин, который своим брендом сделал мышь. И теперь, благодаря этой нестандартной идее, регулярно принимает толпы путешественников. Не менее эффективно работает и "дедморозовский" бренд на Великий Устюг.
Что именно станет брендом Барнаула, пока неизвестно. "Идей в настоящее время достаточно много, и выбор в пользу какой-то одной еще не сделан. Однако в любом случае бренд будет связан с историческим прошлым города. Пока этот вопрос обсуждается. В январе следующего года состоится тендер, он определит организацию, которая займется его разработкой, тогда и появится конкретная концепция", - пояснили в пресс-службе мэрии Барнаула.
"Многие ищут, чем привлечь туристов. А у нашего города богатейшая и интереснейшая история, поэтому "изобретать велосипед" и придумывать что-то новое не нужно. Важнейшая составляющая этой истории – все, что связано с горнопромышленником Демидовым, которая могла бы найти отражение в будущем бренде", - считает Наталья Беспалова. Стоит пояснить, что Барнаул обязан своим появлением уральскому промышленнику Акинфию Демидову: его основание историки связывают с появлением на Алтае медеплавильного завода, который он построил в 18 веке, получив в аренду землю от государства. Медеплавильный завод через некоторое время стал сереброплавильным, но именно вокруг него начал расти и развиваться город. "Впрочем, есть одно "но", Акинфий Демидов все-таки уральский промышленник, теоретически Урал может оспорить у нас право использования его имени. В любом случае, что касается бренда, то это одна из основных идей. Поэтому, разрабатывая программу развития туризма, мы предусмотрели масштабную реконструкцию историко-архитектурных памятников конца 18 - начала 20 веков. И, более того, есть идея восстановить сам Барнаульский сереброплавильный завод, где расположился бы не просто музейный комплекс, предлагающий разнообразные экскурсионно-познавательные программы, но и одновременно развлекательный центр с анимационными и культурно-досуговыми услугами для туристов и жителей города", - отметила Наталья Беспалова.
"Есть еще одна идея. Несколько лет назад разрабатывался туристический маршрут "Серебряное ожерелье Алтая", который охватывал целый ряд памятников горно-заводского производства 18-19 веков, как на территории Алтайского края, так и в Новосибирской и Кемеровской областях, и Барнаул стал бы "венцом" этого "ожерелья". Поскольку в Барнауле на протяжении почти полутора веков выплавлялось больше половины российского серебра, и алтайское серебро есть даже в короне Российской империи, почему бы не позиционировать город как "серебряный венец Алтая"? Это тоже интересная идея для разработки бренда", - считает и.о. зав.кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Алтайской государственной академии культуры и искусств. Не исключено также, что при создании бренда Барнаула акцент будет сделан и на культурном наследии города.
"Известный путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский, посетив Барнаул, назвал его "сибирскими Афинами", высоко оценив уровень развития культуры и науки. Он отметил высокообразованность барнаульцев, их активное участие в культурной жизни города: литературной, театральной и музыкальной. Кроме того, как известно, именно в Барнауле появился первый в Западной Сибири краеведческий музей и первая магнитно-метеорологическая обсерватория", - рассказала Наталья Беспалова.
Еще одной своеобразной "визитной карточкой" города считается паровая машина Ивана Ползунова. Именно в Барнауле известный на весь мир инженер-самоучка изобрел и построил первый в России универсальный паровой двигатель, действовавший в 1766 году на Барнаульском заводе. Сейчас его модель хранится в Алтайском государственном краеведческом музее.
Стоит отметить, что жителям Барнаула тоже представится возможность принять участие в выборе бренда для родного города. Чтобы узнать мнение горожан, местные власти планируют провести среди них ряд опросов. Кто знает – может лучшую идею предложат сами барнаульцы, - цитирует агентство пресс-центр городской администрации.