Александр Костин рассказал о сборочном производстве комбайнов в Алтайском крае

ноябрь 15, 2011

Во времена существования СССР Алтайский край был одним из крупнейших центров сельхозмашиностроения. Сейчас прежние рынки сбыта стали недоступны, да и техника, произведенная на Алтае, перестала отвечать современным требованиям. С подобной точкой зрения не согласен Александр Костин, президент "Агроцентра". В 2011 году эта группа компаний открыла сборочное производство комбайнов "Алтай-ПАЛЕССЕ". По мнению г-на Костина, эта техника будет востребована сельхозпроизводителями. О перспективах и рисках данного проекта он рассказал в интервью газете "Ваше дело".

Александр Костин, президент "Агроцентра".
Олег Богданов

— Александр Юрьевич, как начиналось ваше сотрудничество с белорусским предприятием "Гомсельмаш"?

— "Гомсельмаш" — это государственное предприятие, поэтому открытие совместного сборочного производства не делалось за пару дней. Два года назад была создана экспертная группа для проработки всех вопросов. В 2010 году делегация Алтайского края посетила предприятие в Белоруссии. В июле 2011 года было подписано соглашение о намерениях. До подписания этого документа мы провели обучение персонала "Леньковского СельМашЗавода", который входит в нашу компанию, на белорусском заводе. Это были двухмесячные курсы, где люди работали на конвейере, общались с конструкторами, со службой госприемки.

Мы не скрываем, что на первом этапе это будет сборка комбайнов из белорусских машинокомплектов. Но у нас есть договоренность с партнерами о постепенной локализации производства. Часть комплектующих мы будем изготавливать у себя, часть, возможно, заказывать на других заводах Алтайского края.

— На каком этапе сейчас находится проект по сборке комбайнов?

— Два зерноуборочных комбайна успешно прошли проверку на "Алтайской машиноиспытательной станции" в Поспелихе. Теперь техника должна пройти государственную сертификацию. После получения необходимых документов мы сможем начать серийное производство. До конца текущего года планируем собрать еще несколько комбайнов, а в 2012 году выпустить около 100 единиц. Мы не создавали специальную инвестиционную программу под сборку комбайнов. Наша компания постоянно вкладывает средства в "Леньковский СельМашЗавод": закупает оборудование, обучает кадры. И новое производство стало лишь еще одной ступенью в развитии данного предприятия.  

Комбайны "Леньковского СельМашЗавода" будут продаваться через существующую дилерскую сеть "Гомсельмаш" не только на территории Алтайского края, но и, возможно, в соседних регионах.

— То есть сейчас уже есть конкретные хозяйства, готовые купить комбайн "Алтай-ПАЛЕССЕ"?

— На выпуск первого комбайна мы приглашали не только представителей власти, но и наших непосредственных клиентов. Они положительно отреагировали на появление такой техники. Белорусская техника "ПАЛЕССЕ" заслужила авторитет у хозяйств Алтайского края. Это комбайны высокого качества по приемлемой цене. У белорусов сохранился государственный подход к производству, и сельхозтехника до сих пор проверяется по ГОСТу. 

— Алтайский комбайн будет дешевле своего гомельского аналога?

— Я скажу одно: дороже он точно не будет. Белорусский комбайн стоит от 4 млн. рублей.

— Если алтайский комбайн "ПАЛЕССЕ" окажется по цене равным белорусскому, то в чем же тогда будут его конкурентные преимущества?

— Во-первых, это будет родная алтайская техника. Когда я был на финском предприятии Sampo, видел, что фермеры приходили на завод и отслеживали, как собираются комбайны, предназначенные именно для них. Возможно, и мы к этому когда-нибудь придем. Кроме того, не исключено, что в рамках господдержки будут предусмотрены дополнительные субсидии сельхозпроизводителям, покупающим алтайскую технику. Пока конкретные цифры назвать не могу. Этот вопрос прорабатывается в администрации края. Но мы надеемся, что помощь будет ощутимая.

Покупки стали обдуманными

— Выводя на рынок новый продукт, как вы оцениваете ситуацию в агроснабженческом бизнесе Алтайского края?

— Процесс техперевооружения сейчас идет достаточно быстрыми темпами, и этому есть несколько объяснений. Во-первых, техника, имеющаяся в хозяйствах края, исчерпала свой ресурс. Около 70% тракторов и комбайнов требуют замены. Во-вторых, многие хозяйства переходят на новые технологии и закупают оборудование и агрегаты под эти технологии. И третье. За последние годы помощь со стороны государства сельхозпроизводителям стала более реальной. Я имею в виду субсидии, дотации и специальные программы. Еще бы я отметил хорошую конкурентную среду в банковской сфере. 

— Кризисные явления предыдущих лет отразились на агроснабженческом рынке?

— Даже в кризисные годы посевные площади в Алтайском крае не сократились. Надо отдать должное местному крестьянству: люди не поддались панике. Хозяйства продолжали работать, соответственно, требовались запасные части, расходные материалы. Работающая техника проходила сервисное обслуживание. Поэтому, учитывая разноплановость нашей компании, мы кризис существенно не почувствовали, так как усилили свою работу в других сегментах.

— Насколько снизились продажи за кризисный период?

— Я бы не сказал, что сельхозпроизводители стали покупать меньше техники. До кризиса, действительно, у них было больше средств и возможностей. Многие брали трактора и комбайны, которые не всегда подходили под технологии земледелия. Кризис же заставил людей ценить свои деньги. Люди стали более разборчивыми, а покупки обдуманными и реалистичными.

— А расстановка сил на рынке изменилась?

— Несколько лет назад в Алтайском крае стало появляться большое количество компаний по реализации сельхозтехники. В этот момент со своими единомышленниками на рынке мы создали ассоциацию агроснабженческих фирм и старались показать потребителю, что мы — местные компании. Значит, никуда не денемся, будем проводить сервисное обслуживание, поставлять запасные части. А некоторые московские фирмы заходили на алтайский рынок, продавали технику по сниженным ценам. Потом выяснилось, что сервисных услуг они не оказывают, запасные части не поставляют. В период кризиса эти недобросовестные дилеры покинули край.

— На сегодняшний день какое направление агроснабженческого бизнеса вы бы назвали самым перспективным?

— Я бы не стал разделять направление продаж и сервисного обслуживания. Это обязательство, которое несет завод-производитель через свою дилерскую сеть. Другой вопрос, что можно улучшать его качество и развивать коммерческую составляющую. За последнее время сельхозтехника стала очень сложной в обслуживании. По истечении гарантийного срока она требует профессионального подхода. Поэтому коммерческий сервис стал одним из основных перспективных направлений работы. Я часто ссылаюсь на автомобильный рынок. Он во многом нас обошел, и мы должны брать с него пример. Если у владельца сломался иностранный автомобиль, он вряд ли будет его ремонтировать самостоятельно, а доставит на СТО. К этому же должен прийти и рынок сложной сельхозтехники.

В сфере сервисного обслуживания постепенно происходят и другие перемены. Мы не отрицаем аксиомы, что покупатель всегда прав. Но при этом считаем, что он является полноценным участником связки производитель — дилер — потребитель. А значит, должен тоже нести свою ответственность. Недавно наша компания выиграла арбитражный процесс. Один фермер, купив у нас трактор, не проводил его техническое обслуживание в установленные сроки. А кроме того, ездил на нем на охоту. И когда техника сломалась, нам пришлось отказать в гарантийном ремонте. Арбитраж пришел к выводу, что мы правы.

Часто приходится видеть, как сельхозпроизводители ухаживают за личными автомобилями. А техника стоимостью 3–5 млн. рублей находится на открытой площадке под дождем. Видимо, нам еще долго придется переламывать это отношение.

Специальный вопрос

— Вам не кажется что словосочетание "алтайская техника" приобрело негативную окраску в свете истории с "АлтТраком"?

— Я так не думаю. Руководство рубцовского завода, на мой взгляд, совершило ошибку и пошло по пути реанимации техники, которая была востребована 10, а может быть, и 20 лет назад. А на рынок надо выходить с современным продуктом. Сейчас весь мир идет двумя путями. Масштабные проекты организуются в основном с помощью государства. Взять пример Японии, там все автомобильные заводы были построены в том числе за счет бюджетных средств. Есть другой вариант — это сборочное производство. На нашем рынке положительным примером является сборка тракторов New Holland на заводе КамАЗ. Не нужно изобретать велосипед, его уже создали. Если ты не можешь выдать принципиально новый продукт, заключай договор с компанией, имеющей раскрученный брэнд, производственный опыт, и сотрудничай с ней.

О чем еще рассказал собеседник

О контрафакте

— Надо разделять такие понятия, как новая и восстановленная техника. И первая, и вторая имеют право на существование. Если же трактор после капитального ремонта продается как новый, это уже контрафакт. В последние годы о таких случаях нам не известно. Чаще с контрафактом можно столкнуться на рынке запасных частей. В 1990-е годы в Барнауле существовало порядка 100 фирм, которые торговали запчастями. Они изготавливались в гаражных мастерских из некачественного металла, а потом набивались штампы заводов. После в киосках все это продавалось.

О собственном хозяйстве

— В состав ГК "Агроцентр" входит предприятие "Зерновое", расположенное в Баевском районе. На первоначальном этапе это хозяйство играло роль своеобразной площадки для испытаний новой сельхозтехники. В 90-х годах появлялось много производителей и новых наименований, о которых раньше ничего не было известно. Поэтому, прежде чем представить технику покупателям, мы сами на ней работали. Что-то потом рекомендовали покупателю, от чего-то предлагали отказаться. На сегодняшний день нам важно показать клиентам, что мы такие же, как и они. Мы не оторваны от земли и понимаем нужды сельхозпроизводителей. За последнее время наше хозяйство стало передовым в районе.

Справка

Александр Юрьевич Костин родился в Барнауле 10 августа 1967 года. Высшее образование получил сначала в Барнаульском педагогическом институте по специальности "Учитель истории и права", а затем в Алтайском государственном университете. С 1990 по 1993 год работал юристом на заводе. После чего совместно с партнерами решил заняться предпринимательством. "Мы понимали, что в Алтайском крае основа экономики — сельское хозяйство, — рассказал Александр Костин. — Ни нефтью, ни газом наш регион не богат. Поэтому свои навыки и опыт решили применить в агропромышленном комплексе, а именно материальном обеспечении хозяйств. Так и появилась группа компаний "Агроцентр".