ноябрь 16, 2011
По данным налоговой службы, за девять месяцев текущего года в Алтайском крае количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (далее — ИП) сократилось почти на 1,7 тыс. единиц. При этом в крае ликвидируется больше ИП, чем регистрируется. Мнения экспертов относительно отрицательной динамики численности предпринимателей разделились. Некоторые считают ее результатом серьезных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия. Другие связывают с перерегистрацией ИП в юридические лица и с повышенным вниманием к ним органов статистики при проведении переписи малого и среднего бизнеса.
Покупательская активность населения снизилась, торговый оборот упал, а реальных "антикризисных" послаблений по налогам малому бизнесуникто так и не предложил.
Михаил Хаустов
В УФНС по Алтайскому краю сообщили, что, по данным на 1 января 2011 года, в Алтайском крае было порядка 70,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. А средних, малых и микропредприятий (юридических лиц) в регионе лишь чуть более 28,4 тыс. (данные Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры).
Эксперты считают, что ИП как форма регистрации бизнеса удобна для тех, кто работает в сфере услуг, мелкорозничной торговле. "Быть индивидуальным предпринимателем актуально и в тех видах деятельности, которые связаны с именем, деловой репутацией и личностью человека, так как во всех документах будет фигурировать в первую очередь именно фамилия человека", — говорит юрист Анна Огнева.
Из 9,6 тыс. ИП, которые зарегистрировались в этом году, более 1,7 тыс. человек стали предпринимателями благодаря господдержке. Они получили субсидию в размере 58 тыс. рублей по программе самозанятости, которую реализует Управление Алтайского края по труду и занятости населения. В ведомстве сообщили, что новый бизнес был открыт в таких направлениях деятельности, как пчеловодство, обработка древесины, производство мясных продуктов, строительство, предоставление коммунальных, социальных и других услуг. Несмотря на то что эта категория предпринимателей — только пятая часть всех появившихся ИП, бизнесмены и представители администраций в районах края обладают информацией в основном только о них. О тех, кто зарегистрировал деятельность самостоятельно, они, как правило, ничего не знают. И, по данным самих предпринимателей, сейчас в городах и районах края в качестве ИП начинают работать парикмахеры, юристы, риэлторы (Мамонтовский и Немецкий национальный районы), предприятия — СТО, хлебопекарни, по разведению декоративных животных (Шелаболихинский район), торговле автозапчастями и другая мелкая торговля (Новоалтайск). А по сведениям Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, за восемь месяцев 2011 года на 4,5% выросло количество предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве, на 3,4% — в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Среди 11,3 тыс. закрывшихся в этом году ИП есть те, кто начал бизнес по программе самозанятости. Но их, судя по данным управления по труду, немного. В ведомстве сообщили, что за три года существования программы было создано более 6 тыс. предприятий и из них закрылось 2,2%. В районах отмечают, что в течение года ликвидировались в основном малые предприятия и больше всего магазинов. Это подтверждают и в Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. По данным ведомства, за 2011 год наибольшее сокращение ИП произошло в оптовой и розничной торговле — на 4%.
"Крупные торговые сети заходят в районы, и местные предприниматели, не выдерживая конкуренции, покидают рынок", — объясняет тенденцию Петр Жук, председатель Совета предпринимателей при главе Ключевского района. Среди причин сокращения количества ИП он также назвал снижение покупательского спроса: "Заметно, что денег у людей стало меньше. Они реже пользуются различными услугами, меньше тратят в магазинах".
В Алтайском союзе предпринимателей (АСП) считают уменьшение числа ИП вполне логичным. "Мы предсказывали это еще в прошлом году, — сказала Елена Кайгородова, исполнительный директор АСП. — К такому результату привели рост налоговой нагрузки и увеличение процента социальных отчислений". С этим согласен и Александр Стороженко, директор фирмы "Универсал-Сервис" (Рубцовск). "Это только начало, малый бизнес будет продолжать закрываться", — уверен он.
Управляющий партнер компании "Юрисдело" Сергей Сандаковский предположил, что часть предпринимателей в этом году могли прекратить деятельность в качестве ИП, поскольку теперь делать отчисления в Пенсионный фонд обязаны даже те ИП, которые фактически не работали. "В настоящее время ИП обязаны осуществлять фиксированные платежи в Пенсионный фонд, которые составляют 16 160 рублей в год. В противном случае предусмотрены штрафные санкции", — говорит он. А Анна Огнева предполагает, что некоторые ИП просто стали наемными работниками, так как рынок труда начал восстанавливаться после кризиса.
Мнения экспертов о том, считать ли произошедшее сокращение ИП существенным, разделились. По оценке Бориса Вольфа, председателя Совета предпринимателей при главе Немецкого национального района, уменьшение на 1,7 тыс. — это "мизерная для края цифра". "У нас в районе больше создавалось ИП, чем ликвидировалось", — отметил он. Председатель Совета предпринимателей при главе Локтевского района Андрей Мамаев считает, что количество ИП сократилось на "допустимый процент". Александр Сеслов, директор компании "Ассоциация" (Мамонтовский район), напротив, считает сокращение существенным: "От того, что предприятие закрылось, пострадал не только предприниматель, но и его наемные работники". С ним согласен и Петр Жук.
В управлении по предпринимательству отметили, что, "анализируя показатели зарегистрировавшихся и ликвидированных ИП, следует учитывать ситуации, когда экономическая деятельность оформляется для решения сиюминутных коммерческих целей (так называемые фирмы-однодневки)". В ведомстве также считают, что сокращение числа ИП "связано с изменением организационно-правой формы (управление предоставило данные о положительной динамике количества малых, средних и микропредприятий юрлиц за 2008–2010 годы. — Прим. "ВД"). Так, граждане, которые ранее осуществляли индивидуальную деятельность, создают малые формы крестьянских (фермерских) хозяйств, микропредприятия". По оценке управления, многих ИП, которые не осуществляли свою деятельность, могло стимулировать сняться с учета повышенное внимание органов статистики при проведении переписи малого и среднего бизнеса в начале текущего года.
Такая форма регистрации предпринимательской деятельности, как ИП, не очень привлекательна с точки зрения материальной ответственности. ИП при возникновении финансовых претензий отвечает всем своим имуществом, которое принадлежит ему как физическому лицу. Причем если должник не в состоянии погасить задолженность сразу, кредиторы могут предъявлять исполнительный лист к взысканию бесконечно. У нас был случай, когда мы взыскали определенную сумму с ИП спустя 10 лет после того, как образовался долг. При этом юридически неосведомленные бизнес-субъекты и граждане предпочитают иметь дело с юрлицами, поскольку бытует заблуждение, что фирма — это более надежно. С учетом этого многие коммерсанты создают ООО, даже если экономической необходимости в этом нет. С ООО получить по счетам сложнее. Собственники компаний отвечают перед кредиторами в пределах уставного капитала, который, как правило, составляет лишь 10 тыс. рублей. Однако ИП платят меньше налогов, налоговая отчетность упрощена, и в этом смысле предпринимателем быть выгоднее.