февраль 9, 2005
Владельцы фирм "Магис" и "Сибирская объединенная машиностроительная компания" все больше проникают на рынок коммунальных услуг краевого центра. Близкие к ним предприятия работают в сфере тепло- и водоснабжения, канализирования. Месяц назад к уборке мусора приступило ООО "Чистый город", а со дня на день ООО "Экотехпром" по соседству с Барнаульским полигоном твердых бытовых отходов откроет мусоросортировочный комплекс. Говорят, первый за Уралом.
Картон - направо, пакет - налево
У "Чистого города" и "Экотехпрома" одни и те же хозяева. Пару лет назад, видимо, наслушавшись от коллег, как легко можно заработать денег на переработке мусора, они вложились в это "грязное" дело. Вблизи городской свалки выкупили большое помещение промышленного типа, подтянули к нему природный газ, построили котельную, приобрели линию по ручной сортировке мусора с последующим прессованием.
Как оказалось позже, простая сортировка отходов не принесет большой прибыли. Срок окупаемости оборудования - около 10 лет. И вот почему. Рынок вторсырья в России только формируется, и основные заводы по его переработке находятся в европейской части страны. Допустим, если "Экотехпром" не устроит цена, по которой захотят брать отходы бумаги и картона на Новоалтайском КРЗ, то следующий потребитель находится аж в Башкирии. Везти в такую даль макулатуру - себе дороже.
Увеличить прибыльность проекта можно, если мусор не только сортировать, но и перерабатывать. Современные дорогие технологии позволяют делать, грубо говоря, из дерьма конфетку. И владельцы предприятия в перспективе планирует обзавестись таким оборудованием.
Было хозяйство специальное, стало…
А пока они решили взяться за более доходное дело - вывоз твердых бытовых отходов, вытеснив с рынка МУП "Спецавтохозяйство" (САХ). Для этих целей было создано ООО "Чистый город".
Городская администрация была не против такой замены. Поскольку муниципальное предприятие вроде как не справлялось со своими обязанностями: в городе катастрофически не хватает мусорных баков, за последние пять лет количество спецмашин сократилось со 120 до 70, и те на ладан дышат. Частники же обещали навести порядок.
Но директор САХ уверен, что дело не в количестве машин (он говорит, что для уборки мусора достаточно 36 штук), а в том, что городской бюджет не рассчитывался за льготников, которых в Барнауле 38 категорий. В итоге предприятие должало налоги. Теперь, когда идет процедура ликвидации САХа, встречными платежами все долги будут закрыты.
С нового года в "Чистый город" переведена подавляющая часть работников "Спецавтохозяйства" с сохранением пока прежней заработной платы (3,5 - 4 тыс. руб.), и прочее имущество из казны города переданы в краткосрочную аренду (на 11 месяцев).
Интересно, за счет каких управленческих решений бизнесмены собираются получать прибыль там, где были убытки?
По мнению директора "Чистого города", резервы есть. Прежде всего его команда занялась поиском новых клиентов. По предварительным оценкам, треть предприятий и около 70 тысяч жителей частного сектора не имеют договоров на вывоз мусора, а значит, вываливали его в чужие контейнеры, а то и просто где придется. "Но жесткого механизма воздействия на нарушителей ни в крае, ни в его столице нет, одни штрафные санкции, - сокрушается Сергей Геннадьевич. - А вот, например, в Белгороде не откроешь предприятие, пока не заключишь договор на вывоз мусора". "Если заключены договоры, это еще не значит, что по ним будут платить деньги", - считает Александр Пазий.
В ближайшее время на полигоне твердых бытовых отходов появятся весы. И водитель спецмашины, получавший раньше за число рейсов, теперь будет заинтересован привезти как можно больше отходов. Считается, что это тоже улучшит экономические показатели предприятия.
Сотрудники "Чистого города" приступили к паспортизации контейнеров, чтобы выяснить, какого количества не хватает. В этом году в Барнауле планируется установить около тысячи мусорных баков, стоимость каждого 2700 рублей.
Недавно автопарк предприятия пополнился пятью новыми машинами. Как видим, дела двигаются.
Есть еще один источник пополнения доходов - работа по пересмотру норм отходов на одного жителя. Нормы определялись в конце 90-х годов и сегодня, в период пакетизации товаров, безнадежно устарели.
Не так давно заместитель главы города говорил журналистам, что в прошлом году вывоз мусора не дорожал. Но если сравнить квитанции за январь 2004 и 2005 годов, то разница по этой статье расходов составит примерно 45%. Если "Чистому городу" удастся убедить мэрию поднять нормы и включить в тарифы затраты на утилизацию, которые до того не учитывались, то мусорщики выиграют, а цифры в квитанциях горожан могут увеличиться еще.
Мусоросортировочный комплекс ООО "Экотехпром" включает в себя бункер для приема бытовых отходов, сито барабанного типа, где идет отделение мелких фракций, комплекс транспортеров, пресс для упаковки. Сортировка происходит вручную: сортировщицы, расположенные вдоль транспортера, отбирают определенного вида отходы (картон, бумага, пластик, стекло) и бросают их в контейнеры. По расчетам, таким образом можно обработать 100 тыс. тонн мусора в год, что составляет около 40% всех городских отходов. Рабочая зона оборудована вентиляцией, сортировщицы будут обеспечены спецодеждой.
Политика Австрии в области решения экологических проблем не случайно считается одной из самых передовых в мире. Когда-то австрийцы поставили перед собой задачу: к 2004 году ни один вид мусора не должен остаться непереработанным. Из мусора не должен получаться мусор, для этого создано достаточно эффективной техники и технологических приемов переработки. Без ущерба для окружающей среды перерабатываются и отходы, загрязненные маслами, в частности, нефтью. Залежи мусора, скопившиеся во всем мире к 60-70-м годам, не должны достаться следующим поколениям, считают австрийцы.
Для переработки твердых бытовых отходов в странах с развитой экономикой существуют заводы, включающие модули автоматической сортировки мусора (при необходимости - до 36 фракций), переработки гниющих отходов (получение метана с возможной переработкой в электроэнергию) и технологию низкотемпературного пиролиза для горючих отходов (получение горючего газа с возможной переработкой в электроэнергию).
Неприятно даже думать о том, что наши города вошли в XXI век с миллионами контейнеров для мусора, которые с грохотом (рассыпая немало по пути) перегружают по утрам тысячи специализированных автомашин. С этими “пунктами подкормки” крыс, ворон и мух давно пора кончать. Здесь два пути. Один частичный, но простой и дешевый. Тротуары многих западноевропейских городов в течение дня окаймляются множеством туго затянутых мешков из толстой пластиковой пленки. К вечеру их подбирает специальная машина. Просто и эффективно. Даже вполне привлекательно на вид, хотя и не вполне удобно для автомобилистов, подруливающих к тротуару.