Развитие туризма в Барнауле начнется с создания реестра экскурсоводов

ноябрь 23, 2011

10 ноября глава города Игорь Савинцев утвердил программу развития туризма в Барнауле на 2012–2016 годы. Основная ее цель — за пять лет увеличить поток туристов на 10–15% и спрос на туруслуги — на 20–30%. Собравшиеся 16 ноября в АлтТПП представители туриндустрии к проявленному вниманию властей отнеслись с энтузиазмом. Поддержку городских чиновников участники рынка рассматривают как объединяющий фактор, который поможет прописать единые правила оказания туристических услуг.

АлтГУ, Барнаул.
Михаил Хаустов

Александр Сарычев, председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда, на который возложена ответственность за реализацию программы, обрисовал ближайшие планы властей в этом направлении. Так, по его словам, начинать содействовать развитию туризма администрация Барнаула будет с создания брэнда. Уже в следующем году на эти цели будет потрачено 500 тыс. рублей.

"Согласно проекту "Большое золотое кольцо" Барнаул является отправной и конечной точкой маршрута, и мы должны приложить максимум усилий, чтобы показать все лучшее, что у нас есть. Пока мы отстаем от Бийска, который уже имеет вывеску "Золотые ворота Алтая", — признался Александр Сарычев.

По словам чиновника, решать вопрос, как именно презентовать Барнаул — как город, с которого начиналось горнозаводское дело, аграрную столицу края, торговый центр, — предстоит в ближайшее время. Решаться он будет в рамках создания туристско-рекреационного кластера, концепцию которого также разработают в ближайший год, на что бюджет выделит 4 млн. рублей.

Намерение городских властей работать над туристическим имиджем города собравшиеся оценили положительно. Так, Елена Чупина, вице-президент "Алтайской региональной ассоциации туризма", отметила, что без административного ресурса коммерческие предприятия не смогут переломить ситуацию на рынке туруслуг. "Мы не имеем возможности вкладывать деньги в создание брэнда города. Равно как и не можем прописать единые правила игры для всех участников рынка", — подчеркнула г-жа Чупина.

По словам Натальи Беспаловой, и.о. завкафедры социально-культурного сервиса и туризма АлтГАКИ, принимавшей участие в разработке программы, основные проблемы Барнаула туристического — это нехватка экскурсоводов, ограниченность маршрутов, слабая информированность потребителей и плачевное состояние некоторых достопримечательностей. Программа поможет устранить эти недочеты. В частности, предполагается проводить в СМИ конкурсы на лучшую экскурсию по городу, создать интернет-ресурс с описанием туристического потенциала Барнаула, восстановить единую систему подготовки и оценки экскурсоводов, в том числе через реестр аккредитованных организаций.

Мысль о том, что Алтайскому краю в целом и Барнаулу в частности не хватает грамотных гидов, поддержали большинство присутствовавших. По словам участников "круглого стола", сегодня экскурсии по городу может проводить любой человек: законом это не запрещено. Чаще всего в качестве гидов выступают учителя, везущие учащихся сельских школ на экскурсии в город.

"Профессиональный экскурсовод так расскажет об объекте, используя жесты, наглядные материалы, что турист сможет мысленно воссоздать его образ, и тогда внешний вид объекта не так уж важен", — отметила одна из участниц "круглого стола".

Александр Сарычев пообещал, что информационная поддержка, в частности создание реестра экскурсоводов и компаний, имеющих право оказывать подобные услуги, будет обеспечена участникам рынка в первую очередь.

Что предполагает программа

Программа "Развитие туризма в городе Барнауле на 2012–2016 годы" предполагает реализацию ряда мероприятий через "информационное обеспечение" и "создание благоприятных условий".

Уже в 2012 году намечается:

— запустить интернет-ресурс, посвященный туристическому потенциалу Барнаула (не менее 10 тыс. посетителей в год);
— выпустить буклет с информацией об организациях тур­индустрии и туробъектах тиражом 5 тыс. экземпляров;
— создать карту города с нанесенными на нее достопримечательностями;
— разработать брэнд Барнаула;
— открыть две точки по реализации сувенирной продукции (к концу программы — 10);
— реконструировать один туробъект (к концу программы — 10, их список будет определяться в 2012 году координационной комиссией).

На эти цели предполагается потратить 3,5 млн. рублей. Всего на реализацию программы бюджет города выделит 10 млн. рублей.