ноябрь 24, 2011
В начале ноября 50-летний юбилей отметил самый многочисленный клуб нашей страны – Клуб весёлых и находчивых. А 24 ноября 70-летие отпразднует Александр Масляков, неизменный ведущий популярного телешоу. Мы встретились с корифеями кавээновской сцены Виталием Гасаевым и Петром Винсом из команды "Дети лейтенанта Шмидта" и представителем одной из самых популярных молодых барнаульских команд "Явка обязательна" Алексеем Третьяковым. Собеседники поделились своими наблюдениями об изменениях в увеселительном шоу и открыли несколько тайн закулисья, которые недоступны глазу телезрителя.
По словам Петра Винса, КВН меняется примерно каждые пять лет. Это связано с тем, что приходят новые команды, ставка делается на создание телевизионного шоу, а не игры как таковой.
– Сменилось уже более десяти поколений, – говорит Алексей Третьяков. – Раньше это был клуб больше находчивых, чем весёлых. Теперь наоборот. Я бы ещё отметил технический параметр. Раньше микрофоны были на шнуре, на смену пришли радиомикрофоны, а сейчас пользуются петлями. У человека полностью освобождаются руки, он раскрепощается и делает на сцене всё что хочет.
– Скоро, наверное, перейдём на акустику – положил на сцену айфон, и вперёд, – смеётся Винс.
Виталий Гасаев считает, что определение темы для конкурса сегодня является условной.
– Достаточно в начале пошутить на заданную тему и вспомнить о ней в конце. Но в этом есть плюс. Представьте, что все команды шутят об одном и том же. И зритель устанет, и самим кавээнщикам будет тяжело, – говорит собеседник.
Участник команды "Явка обязательна" заметил, что шутки команд Высшей лиги меняются в зависимости от действующей власти.
Сатиры в адрес политиков стало меньше. Пётр Винс вспомнил историю, когда в выступлении "Шмидтов" была шутка про Бориса Ельцина: "Не спится, Борис Николаевич?" – "Да, не спиться бы…"
– В эфире "бы" затёрли. Редактура была, конечно, но не жёсткая. Когда Ельцин заболел, нам сказали: "Сейчас не та ситуация, давайте как-то полегче". Мы и сами это понимали, – говорит Пётр.
– Вообще, у каждой команды есть свои табу. Например, мы никогда не шутили на тему войны, ветеранов, не поднимали религиозную тематику, – подхватывает Виталий Гасаев. – Несколько раз из эфиров вырезали шутки разных команд про Владимира Высоцкого.
Оказалось, что Александр Васильевич очень уважительно к нему относится. Также в КВН вы никогда не услышите шуток про альпинистов. Несколько десятков лет назад альпинизм был повальным увлечением. Студенты уезжали в горы и часто не возвращались. У Александра Маслякова много друзей вот так ушли навсегда.
По словам Виталия, за несколько дней до записи программы проходила редакторская правка.
– Но одно дело на бумаге и совсем другое – на сцене, – продолжает Гасаев. – На свой страх и риск что-то, что во время правки вырезалось, всё же показывали, и это неожиданно стреляло! Кстати, после таких вот экспериментов стали устраивать редакторские прогоны на сцене.
– Если что-то не так, то выступление команды под вопросом, – рассказывает участник "Детей" Пётр. – Надо садиться в ночь, устраивать мозговой штурм, писать, чтобы наутро пойти на показ с новым материалом. Однажды на Кипре мы встречались с БГУшниками. Мы тогда проиграли, потому что "Домашнее задание" показали "сырое". Всю ночь его писали и просто не успели отрепетировать как следует.
А через пять концертов, когда ребята поехали по стране, довели выступление до совершенства: в зале творилась истерика. Вместо семи минут номер работал все 20. Написанный материал был шикарный, просто на Кипре команда не успела его доработать.
Тексты для выступления команды пишут по-разному. Например, "Явка обязательна" устраивает мозговой штурм. Ребята собираются ежедневно и на протяжении нескольких часов пишут, переписывают, затем придумывают заново. Участвуют все, вплоть до звукооператора.
– Команда "Уральские пельмени", например, тоже пишет сама, – говорит Пётр Винс. – Мы работали с авторами.
– Часть, конечно, делали и мы, – добавляет Виталий. – Но в итоге год игры выматывал так, что понимали: сами не справимся. Приготовить шесть номеров на игру! Уже и не вспомнить, сколько кофе было за это время выпито.
Виталий говорит, что в команде обязательно должны быть люди, которые пишут шутки. Наличие денег на костюмы, авторов и поездки на игры не сделают команду успешной.
– Должен быть особый склад ума. На фестивале мы познакомились с командой тбилисского госуниверситета. Ребята плохо говорили по-русски, половина вообще только на грузинском языке изъяснялась. На разминке одни с русского переводили вопрос, на грузинском придумывался смешной ответ, а потом его переводили на русский. Конечно же, после этого получалось несмешно.
Собеседники отмечают, что сейчас в игре нет импровизации. Все шутки заготовлены и отрепетированы. А всего несколько лет назад импровизация на конкурсе "Разминка" была основополагающей Клуба весёлых и находчивых, где команды могли продемонстрировать ту самую находчивость.
Константин Наумочкин, участник команды Новосибирского государственного университета, однажды рассказал Петру, как его команда экспериментировала с "Разминкой". В университете на четырёх факультетах были свои команды.
– Банда, иначе я их не назову, в общей сложности собирала до 120 человек, – улыбаясь, рассказывает Пётр Винс. – Люди научного склада ума предположили, что по теории вероятности в результате 20-секундного размышления над вопросом большее количество людей может выдать смешной, чёткий ответ.
Учёные решили, что в движении мысль приходит лучше, ребята выстраивались в четыре круга и ходили против часовой стрелки, не мешая друг другу. В центре стоял диспетчер, который на 20-й секунде должен был на 20-й секунде получить смешной ответ. В результате ничего не вышло.
– Всё же сильная была команда, – продолжает Пётр Винс. – Александр Пушной рассказывал, как в 1996 году Гарик Мартиросян подошёл и сказал: "Я только что был у новосибирцев. Они по Интернету от друзей из Новосибирска шутки получают. Это невозможно! Их нельзя победить!". В то время Интернет был далеко не у каждого.
Участники команды "Дети лейтенанта Шмидта" принимали участие в съёмках первых выпусков программы Comedy Club. Но долгое сотрудничество не сложилось.
– Не хотелось про попы шутить. Неудобно, – делится Виталий Гасаев. – Всё же нам нравятся шутки, которые в газете напечатать без многоточий можно.
– Мы не против такого юмора, но если это кулуарное собрание, человек на 40–50, – добавляет Пётр Винс. – Шутить на скабрёзные темы при условии, когда все свои, – пожалуйста. Но не на уровне эфира на всю страну.
Свой успех "Дети лейтенанта Шмидта" связывают с тем, что кавээнщики никогда не ставили перед собой задачу выиграть, они просто хотели при помощи игры расширить аудиторию своего театра "Калейдоскоп" и показать накопленный материал на гастролях за пределами Урала.
Вахтёрша общежития, в котором расселяют участников "КВН-Сибирь", всегда говорит юным кавээнщикам: "Ребята, там в последней комнате жил сам Гриша Малыгин (капитан команды "Дети лейтенанта Шмидта". – Прим. ред.)!"