февраль 15, 2005
«Война митингов» - так назвали прошедшую субботу, 12 февраля, политологи. Всероссийской акции протеста против замены льгот денежными компенсациями, проводимой оппозиционными партиями, «Единая Россия» противопоставила серию своих митингов, которые прошли под лозунгами поддержки политики президента РФ Владимира Путина.
Алтайские «единороссы» не стали дожидаться выходного дня и провели получасовой митинг в Барнауле в пятницу, 11 февраля. Желая даже «географически» подчеркнуть свое отличие от коммунистов, «Единая Россия» проводит мероприятия не на площади Советов, а на площади Сахарова. На ней же прошел и митинг в поддержку президента. Как сообщили в пресс-службе ГУВД края, в нем участвовало пять тысяч человек. Независимые наблюдатели называют более скромную цифру – две – три тысячи.
Основную массу участников митинга составляли студенты барнаульских вузов. Как рассказал мне знакомый преподаватель педагогического университета, студентов сняли с занятий и отправили на площадь. Благо, было не холодно, и мерзнуть молодежи, стоявшей кучками и разговаривавшей о своем, не пришлось.
Кроме молодежи были и взрослые. Многие из них, видимо, также пришли не по зову сердца. Обгоняя группу женщин, шедших на площадь по Молодежной улице со стороны Красноармейского проспекта, я услышал обрывок их разговора: «Как в 37-м году. Только автомата в спину нет».
За несколько часов до митинга в нашей редакции раздались два телефонных звонка. Один читатель, представившийся милиционером, сообщил что по их ведомству прошла команда придти на митинг «как гражданам». «Придем, а что делать – мы же носим погоны», - сказал милиционер, - «а на самом деле, желание послать из всех к…» Звонок примерно такого же содержания поступил и из крайвоенкомата.
В пресс-службе ГУВД сообщили, что никаких команд милиционерам не поступало. В крайвоенкомате – что военком края генерал Владимир Розовенко отпустил всех желающих на митинг. Правда, рассказавший это офицер почему-то сказал, что от своих слов откажется.
Митинг прошел организованно. После принятия резолюции зазвучал партийный гимн. Под слова «Единая Россия» - в единстве наша сила» участники мероприятия очень быстро, без лишних напоминаний освободили площадь Сахарова.
Тон митингу задал главный алтайский «единоросс» - руководитель региональной организации «ЕР» и депутат Госдумы Леонид Хвоинский. Он сразу расставил все точки над «i». «Президент страны Владимир Владимирович Путин возрождает Россию как великую державу. Он решает масштабные задачи модернизации общества и экономики. В стране началась социальная реформа. В России никто никогда не проводил еще преобразований такого масштаба», - сказал Хвоинский.
Но, естественно, «вступление в действие ряда норм нового закона стало сопровождаться очевидными сбоями, как в центре, так и в регионах». «Это, констатировал Хвоинский», привело к заметному росту напряженности в обществе, обострению политической борьбы в стране, в том числе и на территории нашего Алтайского края».
Дальше началось то, ради чего, собственно, все, видимо, и затевалось. «Выполняя заказ Запада, оппоненты пытаются свалить все недочеты на президента Путина. Цинично прикрываясь популистскими лозунгами, оппозиция выталкивает пожилых больных людей на зимние улицы, всячески раздувая масштабы социального недовольства», - объяснил Хвоинский суть пенсионных митингов против монетизации.
Не забыл он и напомнить практически не присутствовавшим на площади пенсионерам, что они «рано забыли то время – прошло всего несколько лет - когда не выплачивались пенсии…» Не знаю, этично ли это – вменять в заслугу государству, то есть чиновникам, то, за что они получают бюджетные (читай – народные) деньги.
Свое объяснение происходящему в стране дал и барнаульский мэр Владимир Колганов: «Спросите у себя, почему вокруг президента вдруг началась такая возня? <…> А только потому, что он решил взять нас себя большую ответственность, огромную тветственность управлять страной».
К ним присоединилась пенсионерка из Шелаболихинского района (фамилию ведущий назвал не очень внятно): «И очень как-то наблюдать интересно: вот делает человек свою работу, идет как бы прямой дорогой, чуть оступился, и вдруг какая-то звериная политика – на него нападают, стараются сместить, как бы съесть. Это нехорошо». После этих слов стало совсем тревожно. Неужели и вправду кто-то пытается сместить президента?
Некоторую ясность в этот вопрос внесла молодежь. Студент-политехник Иван Огнев, лидер молодежного «Единства», объяснил следующее: «Соединенные Штаты Америки, они спят и видят, как бы нам провернуть «оранжевую» революцию в России. Как бы поставить марионеточное правительство. Сегодня мы пришли сказать «Нет!». Мы сами здесь справимся, без них. И Путин – наш президент».
Только, вот, жаль, не сказал Иван, с чем молодежное «Единство» справится само. То ли «оранжевую» революцию провернет, то ли марионеточное правительство поставит? Надо будет спросить при случае.
Но, оказывается, дело не только в США. Оказывается, и Алтайскому краю какие-то злые силы отводят «роль полигона». Студент АГТУ Станислав Левкин рассказал собравшимся, что, оказывается, «у нас в крае есть человек, который спит и видит себя президентом России. Это наш земляк». Подумав, Станислав добавил: «и таких, наверное, не мало. Но выбирать человека, который не работал в сфере экономики, нельзя».
Кто же этот человек? По-видимому, депутат Госдумы Владимир Рыжков. Других алтайских фамилий ораторы не называли. Валерий Олишевич из Целинного района вспомнил, как Рыжков в давно забытом 1998 году не ответил взаимностью премьер-министру Евгению Примакову: «Господин Рыжков, почему, хотел бы я спросить господина Рыжкова, почему он не пошел в исполнительную власть, почему он не пошел в правительство, когда ему предлагали?» И действительно, почему. Другие бы, точно, пошли.
На этом получасовом сеансе разоблачений, обвинений и признаний в любви «белой вороной» смотрелся только ректор медуниверситета Валерий Брюханов. Он хоть и сказал, что мы все «обязательно должны поддерживать ту политику, тот воз, который взвалил на себя президент Путин», но зато единственный оставил за обществом право активно участвовать во всем, что происходит в стране: «…мы с вами вправе знать о тех законах, которые еще не приняты и будут приниматься. Мы вправе обсуждать их и вносить свои коррективы на этапах написания этих законов, до того, как они вступят в жизнь. Мы с вами вправе требовать от правительства более решительных, выверенных, четких действий, для того чтобы впредь не повторять ошибок».
* * *
При всем обилии и четкой направленности выступлений этот митинг так и не дал ответа на вопрос: а зачем собирались-то? Хорошо, что хоть ненадолго.
- Акцентировали внимание на президенте. До этого митинга недовольные монетизацией пенсионеры обвиняли в своих бедах, в основном, правительство, Думу и местные власти. Теперь «Единая Россия» прямо заявила, что социальные реформы – это политика президента.
-Заговорили об "оранжевой" революции. Тем самым, привлекли к ней внимание и дали понять, что боятся ее.
- Вывели на площадь студентов, которых проблемы монетизации льгот не коснулись (проездные им сохранили), а значит все, что говорилось с трибуны, их мало интересовало.
- Отказались от принципа добровольности и вызвали недовольство тех, кто не хотел идти на митинг.
- Вольно или невольно «пропиарили» социально не близкого «Единой России» Владимира Рыжкова и, таким образом, добавили ему очков.
В организации митинга принимал и один из вице-губернаторов края. Власть, в частности, потрудилась над хорошей явкой. Но, в результате, потрудилась, как говорится, на свою шею. Точнее на шею губернатора. Некоторые ораторы подвергли его критике.
- Мы сделали выбор и выбрали губернатора, но проблема в том, что он ни разу не вышел ни со студенчеством, ни с молодежью не пообщался. В этом году молодежь останется без программы «Жилье молодым». Это плохо!
- Сейчас сельское учительство, и без того нищее, еще и вовсе пострадало. Потому что не Путин отменил закон об образовании. Не он лишил учительство учительской льготы, а местная краевая администрация, губернатор, который большинством был избран. То есть, Евдокимов Михаил Сергеевич.