февраль 15, 2005
В крае планируется создать Общественную палату. По распоряжению губернатора, оргкомитет по ее созданию возглавил Аркадий Осипов, возглавлявший весной летом 2004 года коллегию общественных советников при главе администрации, позже упраздненную Михаилом Евдокимовым. Но Аркадий Осипов утверждает, что и после этого он остался советником своего студенческого друга.
Аркадий Владимирович согласился ответить на вопросы "СК".
- Аркадий Владимирович, подробности прошлой жизни членов команды Михаила Евдокимова приходится узнавать буквально по крупицам. Расскажите о себе.
- Я родом с Камчатки. В 1979 году, одновременно с Михаилом Евдокимовым, поступил в институт. Мы учились в параллельных группах и жили в одной комнате в общежитии. Поэтому мы с ним близко знакомы. После распределения я вернулся на Камчатку, работал там до 1989 года – возглавлял Союз кооперативов Камчатской области, а в 1989 году переехал в Москву.
В 1990 году была создана ассоциация «Россия», которую я возглавил. Это была многопрофильная общественная организация, она много делала по линии культуры. В 90-е годы Михаил Сергеевич был инициатором сохранения культурного наследия Георгия Ивановича Буркова. Мы поддерживали «Театр Буркова», «Театр Евдокимова», помогали снимать фильмы о Буркове, фильмы с участием Евдокимова.
- Когда Евдокимов принял решение участвовать в губернаторских выборах?
- Многие знакомые подталкивали его к этому, говорили, что надо ситуацию в крае менять к лучшему. Он долго колебался. Уже даже его фамилия была заявлена, а он еще ответа не дал окончательного.
- И сколько продолжалось это «подталкивание»?
- Ну, наверное, началось все в конце лета 2003 года.
- А кто его уговаривал идти на выборы? Должен же народ знать своих героев.
- Ну, если брать артистическую среду, то это и Панкратов-Черный – он приезжал сюда и выступал, и Заболоцкий Анатолий Дмитриевич – приятель Шукшина и оператор «Калины красной», и Александр Яковлевич Михайлов. Других не хочу называть, но очень много было людей, особенно когда Евдокимов заявился. Были и люди близкие к администрации, к краевому управленческому эшелону, и чиновники администрации. Называть фамилии будет некорректно и по отношению к этим людям, и по отношению к Александру Александровичу Сурикову.
- Как финансировалась кампания?
- Были такие заявления в прессе, что и 10 миллионов долларов потрачено, и пять. Не было таких денег. Собирали, кто сколько может, по кругу. Действительно, на собственном энтузиазме вытащили эти выборы. Хотя были и те, кто нам помогал, но это близкие нам люди. Но олигарха, который профинансировал выборы, не было. Махмудов всплыл только тогда, когда дело коснулось Рубцовска, конкретной этой шахты.
- А как же самолеты с наблюдателями, которые прилетели перед вторым туром? Это же стоило огромных денег.
- Это тоже не наше. Я знаю, кто это умудрился сделать и с какой целью. Но это не наши проделки.
- А чьи? Сурикова?
- Нет, конечно.
- На январской сессии крайсовета губернатор много говорил о том, что к нему не пускали людей, до него не доходила информация, какие-то незнакомые люди просились на работу. Как шло формирование администрации?
- Если откровенно, то этот момент я меньше всего хотел бы комментировать, но кое-что я готов сказать. Практически на каждую должность набирали группу возможных претендентов. Потом эту группу проверяли специалисты – кадровики, спецслужбы. Кто-то отодвигался, кто-то более подробно рассматривался. Так в администрацию попал заместитель главы по сельскому хозяйству Александр Лукьянов из Кулундинского района. Его порекомендовали, никто его не знал. Но, тем не менее, посмотрели, поговорили с другими претендентами… У него был единственный конкурент – бывший вице-губернатор Сергей Тевонян. Его рекомендовали как хорошего менеджера, но была какая-то политическая подоплека, что-то не срослось.
- Лукьянов сам ушел?
- Вы знаете, он ушел сам. Но создали, конечно, атмосферу недоверия, и поэтому он ушел. Михаил Сергеевич его не выгонял.
- Можно выделить несколько центров влияния в администрации края – новосибирский, московский, южный, дальневосточный. Как это все образовалось?
- По принципу участия в выборах.
- И Анцупов, и Баклицкий, и Тен – все участвовали в выборах?
- Все участвовали. Тен не участвовал непосредственно. Но с Баклицким они были знакомы. Ермолова Баклицкий пригласил. Евдокимов был знаком с Баклицким, и Баклицкий организовал краснодарскую диаспору. А Дальний Восток – это Анцупов. Они с Михаилом Сергеевичем из одной деревни.
- Кто сегодня входит в команду губернатора, в его ближний круг?
- Кочергин, Селезнев, Зибров.
- А Григорьев?
- Григорьев, может быть, по духу близок, касаемо каких-то патриотических дел. А знакомы они недавно.
- Как вы считаете, кого сейчас не хватает в краевой администрации?
- Для меня была бы очередная победа, если бы люди, подобные Германенко, сейчас приходили в команду. От этого бы весь край выиграл, и Михаил Сергеевич в том числе. Я знаю, что Евдокимов предлагал работать Коршунову, но он отказался. Я думаю, Трофимов соответствует уровню первого зама.
Мы, кстати, на коллегии советников проводили анализ по многим руководителям, но, к сожалению, наши пожелания были учтены на пять – десять процентов, практически не учитывались. Но зато наши прогнозы сбылись на 80 процентов. Это и проблемы с углем, и проблемы в сельском хозяйстве.
- С приходом к власти Михаила Евдокимова взаимодействие между СМИ и администрацией края ухудшились. Комментариев почти никто не дает, пресс-конференции фактически не проводятся, губернатор с прессой, можно сказать, не общается, получение информации заформализовано. Чем это объясняется? И речь не столько о журналистах, сколько о жителях края, которые недополучают информацию.
- Я категорически отрицательно к этому отношусь. И изменения в этой сфере будут. Я буду обязательно настаивать на том, чтобы отношения с прессой в корне поменялись. Кстати, так считают и новые вице-губернаторы – Зибров и Селезнев. То, что было – это железная рука Борматова.
- Вы давно знаете Евдокимова. Скажите, каково ему заниматься управленческой работой, которой он никогда не занимался?
- Он втягивается. Я вам хочу сказать, что прогресс виден. Он, действительно втягивается, без дураков. Особенно те, кто его знают, видят эти перемены. Может быть, не так быстро, как нам всем хотелось бы, но он меняется. И как положительную черту Михаила Сергеевича я бы хотел отметить его способность видеть и признавать ошибки.
- Тяжело, наверное, ему?
- Очень тяжело. Он и на выборах чувствовал, куда он идет. Он говорил: вы не представляете, какой хомут я на себя надеваю. Евдокимов состоялся как артист и человек состоятельный, обеспеченный в смысле материальном. И вот идти ему и, что называется, бросаться под танк.
Александр Суриков – бывший глава администрации края, ныне помощник полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе.
Искандер Махмудов – совладелец Уральской горно-металлургической компании (УГМК)
Александр Лукьянов – вице-губернатор в администрации Евдокимова, ныне глава администрации Кулундинского района.
Сергей Тевонян – вице-губернатор в администрации Сурикова.
Юрий Анцупов – консультант-советник главы администрации края.
Леонид Баклицкий – заместитель Евдокимова.
Сергей Тен – заместитель Евдокимова.
Николай Ермолов – вице-губернатор в администрации Евдокимова, ныне вице-мэр Краснодара.
Николай Кочергин – и.о. первого заместителя Евдокимова.
Юрий Селезнев – заместитель Евдокимова.
Василий Зибров – заместитель Евдокимова.
Вячеслав Григорьев – заместитель Евдокимова.
Владимир Германенко – член Совета Федерации.
Лев Коршунов – депутат Госдумы.
Борис Трофимов – руководитель краевого Пенсионного фонда, депутат крайсовета.