ноябрь 29, 2011
Максим Герасимюк
Олег Богданов
Финансово-экономический кризис конца нулевых, кажется, давно прошел, но к нему продолжают апеллировать и политики, и предприниматели. "Вышли мы из кризиса или нет?" — вопрос непраздный и имеет прямо противоположные ответы в зависимости от того, кто будет отвечать. Когда на прошлой неделе принимали краевой бюджет на 2012 год и ближайшую перспективу, я решил сравнить его с бюджетом-2008 — самым "тучным" из числа докризисных лет. Сравнение "до" и "после" получилось любопытным. Где мы все-таки находимся?
Краевой бюджет 2008 года, на мой взгляд, получился вообще самым удачным при губернаторстве Александра Карлина. Его верстали и принимали, исходя из прогнозных доходов в размере 40,2 млрд. рублей, расходов — 40,8 млрд. рублей и соответствующего дефицита. А в конце года цифры сложились превосходные во всех смыслах: доходы — 49,3 млрд. рублей, расходы — 48,5 млрд. рублей. И как итог: профицит в дотационном регионе. Финансовая помощь из Москвы составила тогда 55% от общей суммы доходов. Но это было вполне объяснимо: экономика России пухла на нефтяных дрожжах, и регионы получали дополнительные "витамины роста". Что ж, не брать их, если доктор прописал?
С той поры прошло три трудных года, и теперь можно констатировать, что с точки зрения бюджетного наполнения экономика края перешагивает докризисную планку. Штурмует очередной рекорд, как Елена Исинбаева. Доходы прогнозируется на уровне 52,9 млрд., расходы — 56,7 млрд. рублей (по сравнению с фактом 2008 года фиксируем прирост почти на четверть!). Дефицит, конечно, имеется, но в рамках дозволенного. Можно ли такой бюджет назвать "бюджетом развития"? Затрудняюсь пока ответить и чуть ниже объясню — почему. Но то, что это уже не выживание — стопроцентно!
Для объективного сравнения посмотрим и на другой важный показатель, который не всегда озвучивается в СМИ. Это пороговый уровень для распределения субсидий из краевого бюджета вниз по бюджетной лестнице. Рассчитывается и устанавливается он на одного человека. В 2008 году для жителя поселений этот показатель составил 734 рубля, для жителя муниципальных районов — 886 рублей, для горожанина — 4320 рублей. В бюджете следующего года эти показатели выросли примерно в 2,5–3 раза.
Казалось бы, картину ничем нельзя испортить. Но если присмотреться к статьям расходов бюджета-2012, то вопросов и сомнений возникает немало. Никто не спорит с тем, что главный финансовый документ следующего года носит ярко выраженный социальный характер. И, наверное, такой и должна быть "повестка дня". Основное увеличение расходов приходится на образование, здравоохранение и социальную политику. В совокупности эти три сектора занимают около 72%(!) всех прогнозных расходов. Опять же важно, что по сравнению с 2008 годом бюджетная поддержка образования вырастет в шесть раз, здравоохранения — в три раза, "социалки" — почти вдвое. Никто не против!
Но вот вопрос: кто обеспечит столь прогрессирующие затраты при условии, что размер поддержки из Москвы останется на прежнем уровне? В первую очередь — реальный сектор экономики. Конечно, он получит "свое" от социальных расходов. Деньги ведь все равно перетекут в карманы компаний, через потребительский рынок или госзаказы — неважно. Но меня при всем при этом очень удивила динамика прописанной в бюджете-2012 поддержки региональной экономики. Она измеряется 9,9 млрд. рублей, а в тучный 2008-й было 9,05 млрд. рублей. Можно ли такую прибавку назвать "развитием"? С великой долей осторожности. Тем более что из этой суммы нужно вычесть затраты на дорожные фонды — 5,7 млрд. рублей. Хотя состояние и развитие наших дорог тоже влияет на качество экономического роста. Но прямая господдержка реального сектора заслуживает большего.