ноябрь 29, 2011
Выступая на II Железнодорожном съезде в Москве 19 ноября, где присутствовал корреспондент газеты "Ваше дело", замминистра транспорта России рассказал, с помощью каких инструментов власти и "РЖД" решают проблему порожнего пробега грузовых вагонов, а также их дефицита в отдельных регионах. По его словам, вопрос будет снят после завершения формирования целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года.
В правительстве одобрена целевая модель рынка грузовых перевозок до 2015 года. В соответствии с ней сложилась принципиально новая схема взаимоотношений, когда в железнодорожных перевозках участвует целый ряд субъектов рынка: "РЖД" в качестве общесетевого перевозчика и владельца инфраструктуры, в то же время владеющего только тяговым подвижным составом и грузовыми вагонами для собственных нужд, и компании-операторы, владеющие подвижным составом, в том числе входящие в холдинг "РЖД". В их собственности находится 88% парка грузовых вагонов.
При этом основополагающие документы в сфере железнодорожного транспорта — Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" — были приняты на первом этапе реформирования системы железнодорожного транспорта и, конечно, не могли учитывать последующих преобразований. Для актуализации нормативно-правовой базы с учетом меняющегося в ходе реформы рынка железнодорожных услуг Министерством транспорта и "РЖД" были подготовлены новые нормативные акты для своевременного и бесперебойного обеспечения экономики железнодорожными перевозками.
В частности, предложены механизмы, стимулирующие всех участников перевозочного процесса: собственников подвижного состава — улучшать показатели оборота вагонов и коэффициенты использования грузоподъемности; грузоотправителей — минимизировать время нахождения вагонов на погрузке и выгрузке; собственника инфраструктуры — принимать меры по ее рациональному использованию. В настоящее время в уставе отсутствует положение, обязывающее владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. Пути общего пользования по сути превратились в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределенное время в ожидании выгодного груза. В результате простоя вагонов в ожидании грузовых операций, не зависящих от перевозчика, увеличивается срок оборота вагонов. Это непосредственно влияет на увеличение дефицита вагонов под погрузку. Происходит ограничение пропускной способности инфраструктуры. Попытка глобального пересмотра устава, которая предпринималась Министерством транспорта и остальными органами исполнительной власти, пока не увенчалась успехом по причинам разных подходов к ряду направлений.
Министерство транспорта в настоящее время подготовило проект закона, предусматривающего точечные изменения в устав. Речь идет о закреплении принципа платности занятия общей инфраструктуры вне процесса перевозки сверх нормативного времени. Также предполагается усиление ответственности пользователей железнодорожного транспорта за уборку порожних вагонов с путей общего пользования, законодательное закрепление особенностей перевозок порожних вагонов. Данные изменения позволят сформировать правовые условия для повышения эффективности работы железнодорожной инфраструктуры, в том числе повысят ее пропускную способность. До настоящего времени в законодательстве отсутствовала регламентация процесса перемещения порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику. С развитием частной собственности на грузовые вагоны у "РЖД" сократились возможности регулировать этот процесс и перераспределять порожние вагоны из регионов их концентрации в регионы, испытывающие дефицит вагонов под погрузку.
Министерством транспорта издан приказ № 258 , который определил особенности транспортировки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику. Приказ действует всего около трех недель, поэтому мы внимательно мониторим ситуацию. Предполагаю, что с принятием этого документа ряд проблемных аспектов, связанных с перемещением порожних вагонов, будет снят. В приказе мы предусмотрели следующие дополнительные позиции: упрощенный порядок перевозки порожних вагонов без предварительной подачи заявки, что позволит сократить время; указание в заявке владельца вагонов, что дает возможность перевозчику и владельцу инфраструктуры более рационально планировать свою работу.