Рабочие элементы

декабрь 2, 2011

Олег Копылов, редактор сайта altapress.ru.
Алтапресс.

Когда слышу очередное "пора валить из этой страны", то вполне серьезно задумываюсь – а чем там заниматься? В профессиональном плане. Кому там нужны наши специалисты, если для доморощенных рабочих мест не хватает? В приятной во всех отношениях Италии безработица среди молодежи достигает 28%, в Испании – 44,4%. Молодежь в Евросоюзе – это, напомню, люди до 35 лет. То есть в эту категорию попадает как раз большинство тех, кто хочет уехать из России.

У нас с безработицей все благополучно – ее уровень составляет всего 6,2%. С молодежью вроде все тоже в порядке – в отчетах "наверх" руководители вузов отчитываются чуть ли не о стопроцентном трудоустройстве выпускников. Может, оно и близко к правде, но выпускники устраиваются не то что не по специальности, а на работу, не требующую профессиональной квалификации.

Вспоминаю своего знакомого студента-теолога, который прямо заявлял, что после получения диплома пойдет торговать телефонами. "По специальности дорога только преподавателем в школу или ПТУ", – пояснял дипломированный теолог. Телефонами, правда, вчерашний студент торговал недолго – не понравились трудоустройство на птичьих правах, переработка и, естественно, отсутствие сверхурочных.

Это и есть второе дно нашей благополучной статистики. Какая, к черту, трудоустроенность, если на самом деле большинство рабочих мест для российской молодежи малопроизводительны, низкооплачиваемы и не требуют высокой квалификации? По меркам европейцев это самая настоящая неустроенность. Рабочие места там есть, но никто не хочет работать по временному договору, с минимумом социальных гарантий и за 600–700 евро.

Не думаю, что наша проблема только в студентах, которые, выбирая теологию, не задумываются о том, где будут работать через пять лет. Или только в негибкой системе образования, которая давно оторвана от потребностей экономики. Корень в самой российской экономике, которая давно нуждается в интенсификации. Потому что, если нет спроса на продукцию, то и труд людей, ее производящих, никому не нужен.