декабрь 6, 2011
В администрации города в октябре неожиданно и быстро приняли программу развития туризма в Барнауле на 2012–2016 годы, на которую за пять лет из бюджета города собираются выделить 10 миллионов рублей.
В 2010 году, по данным статистики, в Барнауле побывало более 72 тыс. туристов, экскурсиями воспользовалось около 2 тыс. человек.
Михаил Хаустов
Разработчики программы хотят, чтобы в Барнаул приезжало больше туристов. Деньги планируют тратить как на вполне осязаемые цели (реконструкцию объектов показа), так и на нематериальные (продвижение города на отраслевых выставках). Неравнодушную общественность, судя по наблюдениям газеты "Ваше дело", волнует вопрос: зачем вообще Барнаулу эта программа? Кого и чем город способен впечатлить?
И заказчиком, и разработчиком документа, призванного вывести туризм в Барнауле на новый уровень, является комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда. Его председатель Александр Сарычев считает, что наш город отстал в этом вопросе от сибирских соседей. И начинать развитие туризма, по его мнению, нужно с разработки брэнда.
— Для тех, кто только слышал про программу, расскажите, о чем она?
— Сегодня идет активное развитие Алтайского края как туристского региона. Многие сибирские города имеют сформировавшиеся брэнды. И Барнаул, являясь не только столицей, но и крупным деловым, культурным, транспортным центром на юге Сибири, с уникальной историей, не может оставаться в стороне. В этом направлении городу необходимо развиваться, формировать свой туристический имидж. Тем более что началом нового маршрута "Большое золотое кольцо Алтая" является Барнаул.
С целью создания условий для развития туризма в Барнауле утверждена долгосрочная целевая программа, о которой мы говорим. Она предусматривает выполнение 20 мероприятий, восемь из них будут профинансированы из бюджета города. В программе определены несколько направлений развития туризма — делового, событийного, научно-познавательного и детского. Город имеет богатую историю, большое количество памятников архитектуры, он был одним из двух городов царской России, где развивалось горнозаводское дело, был крупным торговым центром, сейчас является столицей аграрного края.
В городе проводятся мероприятия, участниками которых являются жители Алтайского края, ближних и дальних регионов страны. И всем гостям, жителям, транзитным туристам должны оказываться качественные услуги. Поэтому программой предусмотрены разработка экскурсий и туристских продуктов, туристского кластера и приведение в должный вид интересных исторических объектов показа.
Интересно, что первая целевая программа, принятая в нашем крае, касалась именно развития туризма — это произошло в 1983 году. Одним из ее разработчиков был алтайский ученый Виктор Ревякин, доктор географических наук, профессор, член Российской академии естественных наук, который также является автором многих монографий, атласов, в том числе "Научно-справочного атласа Барнаула" и учебника "География Алтайского края". Виктор Ревякин убежден, что нашему городу есть что показать туристам. Однако, прочитав программу, заключил, что это пример формального чиновничьего подхода к решению творческих задач.
— Почему в России практически повсеместно заговорили о развитии туризма?
— Я думаю, это отражение мировой тенденции: на смену войнам и неприятностям приходит что-то позитивное. Люди больше задумываются о собственном бытии. И, как показывает практика, туризм способен развить экономику любой территории. Алтайский край не исключение, и Барнаул — его центр — тоже.
Владимир Коуров, управляющий директор группы компаний "Акрис" (Новосибирск), член президиума правления Российского союза туриндустрии, — высококлассный эксперт в вопросах внутреннего туризма. Фирма, которую он возглавляет, стала разработчиком экскурсионных программ по многим уголкам Сибири. В сентябре 2011 года "Акрис" привез в Барнаул автобус с новосибирскими туристами, которые побывали на "Празднике сыра" и познакомились с историей нашего города. Владимир Коуров считает, что позиция "у нас тут показывать нечего" несостоятельна.
— Если сегодня в той или иной территории турпоток не сложился сам по себе, нужно ли предпринимать усилия, чтобы он появился?
— Я скажу так: сам по себе туризм очень многозначен. Есть не только выездной и въездной туризм, есть внутренний, экскурсионный, деловой и т. д. По определению Всемирной туристской организации, туристом является человек, который приезжает на какую-то территорию больше чем на 24 часа и меньше определенного срока, после которого его можно считать резидентом. Человек, который прибыл куда-то, скажем, провести деловые переговоры, тоже турист. И развитие деловой активности любого города, и Барнаула в том числе, приводит к развитию делового туризма. Разве не нужна для них инфраструктура?
Что касается Барнаула, то не стоит на него смотреть в отдельности от Алтайского края. Смотрите шире: это достаточно удобно расположенный аэропорт на юге Сибири, который связан транспортными магистралями со многими очень интересными местами (те же Колывань, Змеиногорск). На мой взгляд, все это можно и нужно развивать. Пусть туризм в Барнауле не станет бизнесом номер один, но с точки зрения региона уже понятно, что эта отрасль — среди ключевых.
Сейчас Алтайский край не только на карте Сибири, но и всей России выглядит очень хорошо благодаря активнейшей деятельности по развитию туризма. Поверьте, это со стороны очень заметно, и это высокая оценка деятельности администрации и вашей туристической общественности.
Разработка путеводителя — 300 тыс. руб.
Разработка брэнда — 500 тыс. руб.
Календарь мероприятий города тиражом 5000 экземпляров — 300 тыс. руб.
Конкурсы на лучшие экскурсионные маршруты — 40 тыс. руб.
Участие в выставках — 380 тыс. руб.
Создание туристско-рекреационного кластера, реконструкция и благоустройство объектов туристско-экскурсионного показа — 2 млн. руб.
Источник: целевая программа "Развитие туризма в городе Барнауле на 2012–2016 годы".