Школьникам привьют толерантность за 34 урока

декабрь 8, 2011

С апреля 2012 года во всех школах России начнут преподавать основы религиозных культур и светской этики.

1600 учителей предстоит обучить за четыре месяца для преподавания основ религиозной культуры и светской этики в Алтайском крае.
Михаил Хаустов

Курс разработан Российской академией образования и включен в федеральные образовательные стандарты. Необходимость в нем, по мнению авторов, возникла из-за падения в стране нравственности, сокращения рождаемости, распространения сектантства и обострения психологических проблем у детей и подростков. Пилотная версия предмета была запущена в 2010 году в 18 регионах России.

Что ждет четвероклассников весной?

Программа рассчитана на последнюю четверть четвертого класса и первую – пятого, в каждой по семнадцать часов. Считается, этого достаточно для усвоения основ. Перерыв же поможет детям осмыслить новый материал за летние каникулы.

Из-за общественного резонанса, предшествовавшего нововведению, дисциплина под особым контролем. В Алтайском крае при управлении по образованию создана рабочая группа, призванная отслеживать результаты, делать выводы и выносить рекомендации.

Юрий Абдуллаев,
заместитель начальника краевого управления по образованию и делам молодежи:

Принципы, стоящие у истоков курса, развеивают опасения, которые изначально появились в прессе. Некоторые боялись, что в школах начнут учить Закон Божий и исправлять детей молитвами и розгами. Родители опасались, что служители культа пойдут к ученикам с проповедями. Этого не произошло, ведь основы – не богословский, а культурологический предмет. Однако надо понимать, что преподавание основ религиозных культур без обращения к их традициям невозможно. Поэтому мы намерены тесно сотрудничать с представителями всех официальных конфессий.

В ноябре родители четверо­классников края выбирали между основами православной культуры (выбрали 30,4%), основами исламской культуры (0,6%), основами буддийской культуры (0,09%), основами иудейской культуры (0,13%), основами мировых религиозных культур (24,5%) и основами светской этики (44,2%). 

– В рамках федерального стандарта каждому предложено право выбора. Однако это не значит, что в каждой школе преподаваться будут все шесть направлений. Как показывает практика других регионов, изучают два или три модуля, отмеченных большинством. Может, со временем программа изменится. Например, сегодня многие считают, что целесообразнее прежде преподавать курс мировых религиозных культур, а после разделять школьников по интересам. Но на сегодняшний день пока  утвердилась такая программа, – объясняет Юрий Абдуллаев.

Сергий (Фисун),
протоиерей, председатель отдела по образованию и катехизации Барнаульской и Алтайской епархии:

Мы знаем, конечно, что со стороны управления по образованию на родителей не оказывалось ни малейшего давления. Но тем не менее к нам поступают неприятные сигналы с мест. Например, в некоторых районах края родителей собирали и говорили им примерно следующее: "Православные курсы не будут оплачиваться педагогам, поэтому выбирайте светскую этику. А то денег и так нет". Хотелось бы, чтобы в управлении появилось что-то вроде "горячей линии" для разъяснения подобных неурядиц. Пока люди выплескивают свое недовольство на нас.

Валерия Никишаева,
ректор Алтайской академии образования им. Шукшина, председатель общественного совета по развитию образования:

Такая ситуация – скорее недоразумение. Как показывает практика других регионов, родители сначала в большинстве своем выбирают светскую этику, а после каникул меняют решение в пользу других направлений. Это, кстати, не исключено программой.

Цифра

Более 1 600 учителей предстоит обучить за четыре месяца для преподавания основ религиозной культуры и свет­ской этики в Алтайском крае.

Что и как будут преподавать?

– Шесть часов (из 34) в начале и конце программы посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса. По итогам предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. 

– В результате дети должны усвоить: ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием, имеет собственный контекст и логику.

– Методы: ролевые игры; групповая дискуссия; этические дилеммы; интерактивное обучение и др.

– Инструменты: энциклопедии, словари, исторические картины, биографии исторических деятелей, статьи и главы книг различных конфессий, видеозаписи познавательных передач, учебные игры и др.

По вопросам, касающимся курса основ религиозной культуры и свет­ской этики, можно звонить: 63-02-22, 63-09-93.