Мусор по почте

март 6, 2005

«В сутки я получаю от 200 до 1000 с лишним писем спама», - говорит проректор по информатизации Алтайского государственного университета Александр Максимов. Несмотря на изощренные методы борьбы со спамом, от потока несанкционированной электронной почты сегодня полностью не может избавиться ни одна барнаульская организация. Между тем доля спама в общем потоке почты в России постоянно растет, считают аналитики. Эксперты «ВД» отмечают, что к продавцам часов «Ролекс» и «Виагры» через Интернет начинают присоединяться и барнаульские «сетевые торговцы».

Быстрее, выше, сильнее

Упрощенно говоря, спам - это электронные письма, которые мы не хотели бы получать. Последние годы объем спама рос чудовищными темпами. По оценке консалтинговой компании «Ашманов и партнеры», отчет которой попал в распоряжение «ВД», профессионально изучающей «рынок» спама в России, в конце 2002 года спам составлял 30-40% от общего числа электронных писем. А к лету 2003 года его доля превысила отметку 50%. «В 2004 году рост объемов спама от общего почтового трафика увеличился до 75-85% и стабилизировался на этих значениях», - считает директор компании Игорь Ашманов. Убытки, которые приносит спам его получателям, на первый взгляд, незначительны для отдельного пользователя, но в масштабах индустрии и даже отдельных крупных компаний они вполне впечатляющи. По разным оценкам, отмечают в компании «Ашманов и партнеры», на спаме компании теряют от 50 до 200 долларов в год в расчете на одного офисного сотрудника.

В марте 2004 года президент Ассоциации документальной электросвязи России Александр Иванов сообщил, что в России ущерб операторов и пользователей сети Интернет от рассылки несанкционированных рекламных сообщений ежегодно составляет около 55 млн. долларов. «Наша оценка выше - как минимум, 250 млн. евро в 2004 году», - отмечает Ашманов.

Аналитики утверждают, что в прошедшем году в индустрии спама получили развитие несколько характерных тенденций: закончился период лавинообразного роста его доли в общей массе корреспонденции, спам стал криминализироваться и тематически видоизменяться. Отмечается, что сегодня продолжается незначительный, но стабильный, ежеквартальный прирост незапрошенной коммерческой корреспонденции. «Существенных скачков не видно. Объясняется это, очевидно, в первую очередь установкой фильтров и возросшими трудностями по их преодолению», - отмечают в компании «Ашманов и партнеры». По оценкам компании, на конец 2004 года объем спама в Рунете составлял 75-80%, а на отдельных серверах (в основном на серверах публичных почтовых систем) достигал 85-90%. В трафике различных почтовых серверов и, тем более, в почте индивидуальных пользователей показатели количественного распределения спама могут существенно различаться. «Минимум спама в Рунете в 2004 году был зафиксирован 3 мая, а максимального значения уровень спама достиг в первой половине декабря - до 86,5%», - констатирует Игорь Ашманов.

Криминализация спама выражается в его сращении с мошенничеством, фальсификацией, «черным пиаром», рекламой контрафактных и поддельных товаров. Тематический сдвиг спама неожиданно был отмечен к концу 2004 года, когда несомненного лидера - порно-рекламу - вытеснила с первого места реклама «потрясающе дешевых товаров». «В России использование сомнительных способов рекламы пока не считается фактором, существенно влияющим на имидж и репутацию компании, поэтому мелкий бизнес активно использует спамерскую рекламу для продвижения своих товаров и услуг. Не менее половины спама в Рунете рассылается нашими соотечественниками и рекламирует услуги и товары малого бизнеса», - отмечают аналитики из «Ашманов и партнеры».

Неравные силы

Несмотря на то, что компании стараются ограничить себя от навязываемой корреспонденции, отнимающей и время и деньги, бороться с ней довольно сложно. «Спама у нас хватает. Я бы побоялся сказать, что мы решили или знаем, как решить эту проблему. Но определенные шаги делать пытаемся», - говорит генеральный директор компании «Байт Холдинг» Вадим Козлов.

«Сегодня с утра я получил 257 писем. Из них полезными оказались только три, а остальное - спам. В моей корреспонденции доля спама составляет около 95%», - рассказал проректор по информатизации АлтГУ Александр Максимов. По его словам, доля спама во входящей корреспонденции зависит от двух факторов - времени действия e-mail-адреса и должностного положения сотрудника. «Чем дольше действует адрес, тем больше на него приходит спама, и, с другой стороны, чем выше у человека должность, тем больше у него круг общения и количество лиц, имеющих доступ к адресу его электронной почты», - говорит он. По словам Александра Максимова, единственный эффективный метод борьбы со спамом - борьба с ним самого пользователя, поскольку только он может окончательно определить, спам перед ним или нет. «Это то же самое, что борьба с тлей. Самый эффективный метод - это физическое уничтожение. Мы пытались в АлтГУ ставить фильтры, но в результате вынуждены были ослабить требования к входящей корреспонденции. Иначе до получателей не доходили действительно нужные письма. К тому же сегодня спамеры идут на различные ухищрения с целью обмануть программы фильтрации. Могут, например, прислать картинку, которую невозможно отфильтровать, или сознательно путают буквы в сообщении», - рассказал Александр Максимов.

Такие проблемы возникают у большинства барнаульских компаний, активно использующих электронную почту. Например, центр кадровых технологий «Академия» летом 2004 года вынужден был отказаться от старого адреса электронной почты, начинавшегося на job@. «Это связано с популярностью слова job в сети», - пояснил нам директор ЦКТ «Академия» Дмитрий Лопатин. По его словам, в день на старый адрес приходило до 15-20 мегабайтов спама, после чего и решено было поменять адрес электронной почты. «Сегодня объем спама снизился до 6-7 мегабайтов в день. В среднем объем спама в общем трафике составляет сейчас 40-45%. Вы же понимаете, что полностью победить спам сегодня невозможно, совершенных программ борьбы со спамом не существует. К тому же мне выгодно, чтобы почта приходила в полном объеме, а это заставляет снижать уровень защиты», - рассказал Дмитрий Лопатин. Помимо этой разовой меры «Академия» продолжает применять спам-фильтры, а IP-адреса активных спамеров вносятся в базу данных. Вся корреспонденция с этих адресов автоматически блокируется. «Я заметил, что к спаму стали прибегать некоторые барнаульские компании. Например, недавно, я получил по почте рекламу от одного барнаульского учебного центра», - говорит Дмитрий Лопатин.

Любопытно, что несмотря на все меры, которые наши эксперты применяют для борьбы со спамом, они отмечают, что иногда он оказывался полезным. «Полезным не в качестве содержания, а с точки зрения формы подачи информации. Иногда я подсматриваю в спам-письмах любопытные маркетинговые ходы и использую их в своей работе. Но это единичные случаи», - говорит Дмитрий Лопатин. С ним согласен и Александр Максимов. «Однажды наша веб-лаборатория использовала такое письмо как шаблон для создания рекламы», - рассказал он.

Что дальше?

В компании «Ашманов и партнеры» ожидают, что в 2005 году объем спама стабилизируется, а возможно, даже несколько снизится. Кроме того, они прогнозируют резкий рост рынка антиспамерских технологий и постепенную миграцию спама в ICQ и SMS. Кстати, летом прошлого года вступил в силу первый в России приговор лицу, рассылавшему спам по SMS, о чем «ВД» сообщало. Впрочем, Игорь Ашманов считает, что скорее всего этот случай нужно классифицировать как хулиганство.

Александр Максимов говорит, что необходимо применять эффективные нормативные акты, в том числе уголовное наказание за рассылку спама. «Иначе прогнозы о том, что Интернет из-за спама через три-четыре года прекратит свое существование, вполне могут оказаться вещими», - предупреждает он. Оговариваясь, правда, что в этом вопросе «очень много юридических, этических и философских аспектов». «Есть много писем на грани спама. Например, как классифицировать письмо с просьбой помочь больной девочке? Может быть, кто-то и помог бы, но просто удалил это письмо не читая, приняв за спам. Вообще, в XIX веке жил ученый, который, совершив открытие, не был признан в родном университете. Тогда он написал кучу писем и разослал по всем университетам мира. Нашлись люди, которые эти письма прочитали, оценили открытие ученого, благодаря чему он стал мировой знаменитостью. Между спамом и не спамом очень тонкая граница, поэтому и существует задержка в принятии эффективных законодательных актов. Невзначай можно просто нарушить права человека», - констатировал Максимов.