декабрь 23, 2011
Символ наступающего Нового года – Чёрный Водяной Дракон. Из всех существующих в восточном гороскопе созданий дракон – самое загадочное. Бытуют легенды, что это фантастическое существо обитало у нас на Алтае. Например, предания о драконе на дне Телецкого озера и о драконе Дьелбегене, из-за которого образовалось озеро Ая. "МЭ" решил узнать, имеют ли легенды научное обоснование.
Археологи не раз находили на Алтае изображения существ, напоминающих драконов. Ярослав Фролов, археолог, старший научный сотрудник отдела археологии НПЦ "Наследие", кандидат исторических наук, рассказал, что эти изображения стали появляться на юге Западной Сибири с первого тысячелетия нашей эры. Они встречаются на зеркалах, на изделиях поясных наборов: пряжках, накладках. Изображения драконов, вероятно, пришли к нам из Китая.
Кочевники, жившие на Алтае, пользовались изделиями, которые были произведены в Китае. Изделия собственного производства также изготавливались на манер китайских. Но наши западносибирские изображения драконов всё же отличались неким своеобразием. В более ранний период, в скифскую эпоху, на Алтае был распространён такой образ, как грифон. Существо с телом льва, с крыльями, с головой хищной птицы, часто увенчанной рогами. Сейчас этот образ можно увидеть на гербе Республики Алтай. Алтайские изображения драконов имеют смешанное происхождение: элементы грифона кочевники переносили на изображения китайских драконов.
Образ грифона пришёл к нам из древневосточной мифологии. Существует легенда о том, что в древние времена в горах Алтая жили фантастические существа – грифы, которые вырывали из земли золото и делали из него гнёзда. Известно, что на Алтае действительно добывали золото, и, как говорит Ярослав Владимирович, под грифонами понимаются племена, которые жили здесь в скифское время.
– Эти легенды связаны, скорее всего, с тем, что разные племена кочевников имели свой тотем, – рассказывает учёный. – У алтайских кочевников это был грифон.
Одна из функций грифона – охрана и сохранение сокровищ. Также они символизировали удачу, которая помогала эти сокровища найти. Есть и другие трактовки, например, что грифоны – это злые существа из нижнего мира, но, как поясняет Ярослав Владимирович, более распространены первые две.
К легендам о драконах, которые жили в Телецком озере, Ярослав Владимирович относится скептически.
– Таких легенд в алтайской мифологии нет. Их, скорее, придумали современные экскурсоводы. А вообще, в алтайских мифах встречаются фантастические змееподобные существа, – рассказывает Фролов. – Их называли "Улу", что перекликается с китайским названием дракона "Лу". Это фантастическое существо, часто житель верхнего, а иногда и нижнего мира. Есть мифы, в которых предки алтайцев сражались с какими-то чудовищами, которых иногда связывают с драконом-змеем. Чудовища в образе дракона-змея обычно становятся препятствием на пути богатырей в их дальней поездке за невестой. Богатыри, побеждая или уничтожая их, совершают героические подвиги.
Существует, например, легенда о драконах, которые жили в реке Оби.
– По берегам Оби находили очень много костей вымерших животных, и нужно было как-то объяснить, откуда эти кости взялись, – говорит Ярослав Владимирович. – Раз кости на берегу, значит, это существо жило в воде. Когда ещё не знали, что это кости мамонта, существо представляли в виде огромной щуки, которая может напоминать дракона.
Ольга Абрамова, руководитель фольклорного коллектива "Песнохорки", считает, что дракон – это мифологический и фантастический образ. В фольклоре дракон представлен Змеем Горынычем, у которого может быть от трёх до двенадцати голов, по библейским мотивам – это змий, который жил в Эдемском саду и уговорил Еву вкусить запретный плод.
Вообще, образ дракона характерен больше для китайской, японской культур. Восточные народы считают змия покровительствующим животным. На праздник они надевают маску змеи с длинным хвостом, под которым находится более шестидесяти человек. Это символ того, что змей покрывает этот народ.
На Алтае дракон также был персонажем положительным.
– Раньше на Алтае жило тюркское население, они использовали различные идолы, обереги, и образ дракона был очень распространён, он отпугивал злых духов и болезни, – рассказывает Ольга Абрамова.
Есть и версия, согласно которой дракон – отрицательный персонаж. Он является неким антиподом Бога, который живёт на небе. Не случайно дракон дышит огнём и вырывается из-под земли или воды.
– На самом деле образ любой змеи имеет двоякий смысл. Даже у нас встречается изображение змеи, которая обвивает чашу. Она выпускает яд. С одной стороны, он используется для лечения, с другой – убивает.
Как говорят астрологи, год Дракона сулит нам крепкое здоровье, избыток активности и жизненной силы. Именно поэтому многие захотят приобрести этот символ года для себя и своих близких. Кто-то купит игрушку, кто-то – оберег, кто-то магнит, а некоторые захотят приобрести настоящую рептилию. В зоомагазинах Барнаула маленькие дракончики представлены гекконами, игуанами, агамами и кайманами. Цена животных – от 1500 до 8000 рублей. О том, как за ними ухаживать, нам рассказала Татьяна Татаренко, менеджер, зоомагазина "Джунгли".
Это травоядные животные. Они едят листья салата, яблоки, тёртую морковь. Но белковая пища им тоже нужна, необходимо вводить в рацион яйца, и обязательны витамины для рептилий. В террариуме должны соблюдаться температурный режим и влажность. К этим двум параметрам они очень прихотливы. Температура должна быть не ниже 26 градусов, обогрев – в районе 38–40 градусов, освещение должно быть с ультрафиолетом.
Татьяна говорит, что пока спрос на рептилий не увеличился, кроме того, она считает, что он не увеличится и ближе к Новому году.
– Оборудование и террариум обходятся недёшево. Должно соблюдаться множество параметров, а это определённые материальные затраты. Животное постоянно растёт, и террариум должен быть соответствующего размера.
Анастасия Евсеева, продавец-консультант магазина "ZOOМИР", также полагает, что ажиотажа не будет.
В прошлом году к Новому году покупали кроликов, но игуаны имеют специфический запах, не все могут это терпеть. Кроме того, кролик более общительное животное, игуану, конечно, можно на руки взять, но этим всё и ограничивается. Люди, которые не знают, что влечёт за собой содержание такого животного, возможно, и будут покупать его. А те, кто что-то в этом понимает, вряд ли сделают кому-то такой подарок.