декабрь 22, 2011
Пока профессор Бийского технологического института Александр Аполлонский получил только телеграмму, известившую его о награде. Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством II степени" присвоена профессору Аполлонскому за подготовку юных физиков к олимпиадам самого высокого уровня. Школа, созданная сотрудником оборонного предприятия в Бийском лицее, по своей результативности одна из лучших в России.
В 1990-х сотрудники федерального научно-производственного центра "Алтай" решили создать в Бийске физико-математическую школу для талантливых учеников. Позволял кадровый состав: преподавать стали не приглашенные учителя, а инженеры, ученые центра с хорошим вузовским образованием. Подобные школы тогда уже существовали в Научном городке Новосибирска, в Москве и Петербурге.
– Мы подумали: почему же мы обижаем своих ребят? Тогда наши первые ученики стали призерами Всероссийской олимпиады по физике. Сейчас они уже давно обосновались где-то в Америке, – говорит Александр Аполлонский.
Последние пять лет учащиеся Бийского лицея ежегодно входят в национальную сборную по физике. В этом, безусловно, заслуга Аполлонского.
– Без всякого сомнения, физика – самый сложный предмет школьной программы. Как минимум математика у ученика должна быть на солидном уровне. Учащихся восьмых-девятых классов приходится готовить с хорошим забегом вперед. Физика превосходит все школьные предметы за исключением химии. У изучающих физику объем знаний должен быть весомый. А что на деле? В российских школах идет разгром естественнонаучных предметов. В первую очередь химии и физики. Физика – основной экзамен при поступлении на большинство технических специальностей. Все пытаются обойтись обществознанием и ворваться в эти маленькие ворота бюджетных мест в вузе. Школьники панически боятся физики. Это связано с тем, что в базовой школьной программе стоит два часа физики в неделю. Анекдот да и только. С таким неверным представлением предмета просто не нужно преподавать физику в школе. Сейчас это больше напоминает какое-то природоведение.
– В классических физико-математических школах объем физики должен быть шесть-восемь часов в неделю при хорошей базовой математической подготовке. Но в российском образовании ничего похожего на эту модель нет. Оттого и трудно найти ребят, которые бы достойно представили Алтай на международных олимпиадах по физике. Есть островки – единичные физико-математические школы.
Не очень понимаю, что значит натаскать ученика по какому-то предмету. Можно научить школьника быстро решать однотипные задачи. Но в любом варианте есть геометрия, есть более высокие параметры, где нужно пошевелить собственным умом. Наша школа ушла от преподавания предметов по той схеме, когда ребенка тупо учат воспроизводить алгоритм. Здесь важно, чтобы ребята сумели создать что-то свое.
Не стремиться научить ребенка решать все по схеме, а натаскать его в том смысле, чтобы развить мозги, чтобы он смог сам нащупать операции, уравнения, поразмыслить над ними, – это я понимаю.
За десять лет воспитанники Александра Аполлонского, учащиеся Бийского лицея, 73 раза становились победителями и 94 раза призерами краевых, окружных, зональных, всероссийских и международных олимпиад.