Почему ГИБДД не хочет штрафовать таксистов, нарушающих закон?

январь 18, 2012

В новом году сотрудники ГИБДД получили возможность штрафовать нарушителей Закона "О такси", который вступил в силу еще в сентябре прошлого года. Однако пока в крае не оштрафован ни один таксист: дорожные полицейские ссылаются на отсутствие соответствующего пункта в Правилах дорожного движения. В итоге новые положения закона практически не работают, однако цена на проезд в такси уже выросла на 30–50%.

Такси.
Михаил Хаустов

Всего с сентября прошлого года в крае выдано 1 452 разрешения на деятельность такси. Не так уж много, если учесть, что, по приблизительным подсчетам, до вступления закона в крае работало около 10 тыс. водителей такси. Перед Новым годом активность таксистов по получению лицензий выросла, а после 1 января 2012 года значительно упала. В краевом транспортном ведомстве связывают это с тем, что таксисты поняли: за нарушение закона им ничего не грозит.

Еще в конце прошлого года сотрудники Госавтоинспекции приняли решение не штрафовать частных извозчиков, пока не будут приняты поправки в ПДД. Об этом, в частности, сообщал Владимир Кузин, генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. "Новые положения кодекса смогут применяться только после внесения соответствующих изменений в Правила дорожного движения", – сказал Кузин. По его словам, в ПДД должно быть прописано, что водитель такси обязан иметь соответствующее разрешение, а эксплуатация автомобиля без шашечек с фонарем запрещена. Такую же позицию озвучили и в УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю.

По словам руководителей таксомоторных предприятий, сотрудники ГИБДД действительно не штрафуют водителей. А если и обращают на них внимание, то обходятся устными предупреждениями. В целом же никаких существенных изменений на рынке не произошло.

Вадим Сельцов,
коммерческий директор компании "Аллюр" (такси "Звезда", "Победа", "Молодежное"):

Прогнозы, которые озвучивались до вступления закона в силу, оправдались. Те компании, которые имели автомобили в собственности, не собирались уходить с рынка. Они оформили все документы в надлежащем виде или находятся в процессе их оформления. Расходы, которые компаниям пришлось понести на закупку таксометров, имеют разовый характер, а все остальные нормы они выполняли и раньше. Что касается водителей-частников, то на них эта ситуация отразилась в больше мере. Определенная их часть ушла в тень, другая покинула рынок.

Неудобства таксистам создают разве что таксометры. "Элемент творчества у водителей наблюдается, – говорит Вадим Сельцов. – Если по фиксированному тарифу они ездили кратчайшим путем, то сейчас за счет расстояния пытаются максимально увеличить стоимость проезда".

Андрей Деулин, руководитель компаний "Такси-Мерси" и "Такси-Сити", отмечает, что его водители используют таксометры, только когда пассажир при заказе не называет конечной остановки, – в остальных случаях цену сразу рассчитывает специальная программа.

В итоге после вступления закона в силу проезд в городских такси подорожал на 30–50%: если раньше проезд по Барнаулу стоил в среднем 100 рублей, то теперь – 130–150 рублей. Компании, которые возили пассажиров за 70–80 рублей, увеличили цену поездки до 100 рублей.

Что изменил закон

С 1 сентября 2011 года таксисты всего края должны были начать оформлять разрешения на осуществление своей деятельности. Такая необходимость утверждена поправками в краевой закон, который регламентирует транспортное обслуживание населения.

Предпринимателям необходимо получать разрешение на каждое транспортное средство, которое предоставляет услуги такси. Лицензия выдается на срок от пяти лет при наличии у предпринимателя транспорта (в собственности или в лизинге). Сам автомобиль должен отвечать нескольким требованиям: каждые шесть месяцев проходить техосмотр, иметь шашечки на боковых поверхностях кузова и оранжевый фонарь на крыше. Кроме того, рассчитывать стоимость проезда должен таксометр, пассажиру при этом предоставляется чек.

"Мы ждем объяснений ГИБДД"

Александр Шубаро,
главный специалист отдела автотранспорта Управления Алтайского края  по транспорту, дорожному хозяйству и связи:

Есть федеральный закон, который вступил в силу. Закон имеет большую силу, нежели постановление правительства, которое утверждает ПДД. В протокол сотрудники ГИБДД могут просто вписывать статью КоАП, на основании которой они штрафуют таксиста. Почему они этого не делают, непонятно. В связи с этим управление направило письмо в адрес Петра Богомолова, начальника ГИБДД по Алтайскому краю.

Факт

С 1 января 2012 года КоАП вводит ответственность за незаконную установку на автомобиле фонаря такси и нанесение шашечек на поверхность автомобиля. За это нарушение предусмотрен штраф: с граждан – 2,5 тыс. рублей, с должностных лиц – 20 тыс. рублей, с юридических лиц – 500 тыс. рублей. При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения нарушения, а  фонарь конфискуется. Водитель, который управляет такси и не имеет при себе соответствующего разрешения,  будет оштрафован на 5 тыс. рублей.