январь 18, 2012
В новом году сотрудники ГИБДД получили возможность штрафовать нарушителей Закона "О такси", который вступил в силу еще в сентябре прошлого года. Однако пока в крае не оштрафован ни один таксист: дорожные полицейские ссылаются на отсутствие соответствующего пункта в Правилах дорожного движения. В итоге новые положения закона практически не работают, однако цена на проезд в такси уже выросла на 30–50%.
Такси.
Михаил Хаустов
Всего с сентября прошлого года в крае выдано 1 452 разрешения на деятельность такси. Не так уж много, если учесть, что, по приблизительным подсчетам, до вступления закона в крае работало около 10 тыс. водителей такси. Перед Новым годом активность таксистов по получению лицензий выросла, а после 1 января 2012 года значительно упала. В краевом транспортном ведомстве связывают это с тем, что таксисты поняли: за нарушение закона им ничего не грозит.
Еще в конце прошлого года сотрудники Госавтоинспекции приняли решение не штрафовать частных извозчиков, пока не будут приняты поправки в ПДД. Об этом, в частности, сообщал Владимир Кузин, генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. "Новые положения кодекса смогут применяться только после внесения соответствующих изменений в Правила дорожного движения", – сказал Кузин. По его словам, в ПДД должно быть прописано, что водитель такси обязан иметь соответствующее разрешение, а эксплуатация автомобиля без шашечек с фонарем запрещена. Такую же позицию озвучили и в УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю.
По словам руководителей таксомоторных предприятий, сотрудники ГИБДД действительно не штрафуют водителей. А если и обращают на них внимание, то обходятся устными предупреждениями. В целом же никаких существенных изменений на рынке не произошло.
Прогнозы, которые озвучивались до вступления закона в силу, оправдались. Те компании, которые имели автомобили в собственности, не собирались уходить с рынка. Они оформили все документы в надлежащем виде или находятся в процессе их оформления. Расходы, которые компаниям пришлось понести на закупку таксометров, имеют разовый характер, а все остальные нормы они выполняли и раньше. Что касается водителей-частников, то на них эта ситуация отразилась в больше мере. Определенная их часть ушла в тень, другая покинула рынок.
Неудобства таксистам создают разве что таксометры. "Элемент творчества у водителей наблюдается, – говорит Вадим Сельцов. – Если по фиксированному тарифу они ездили кратчайшим путем, то сейчас за счет расстояния пытаются максимально увеличить стоимость проезда".
Андрей Деулин, руководитель компаний "Такси-Мерси" и "Такси-Сити", отмечает, что его водители используют таксометры, только когда пассажир при заказе не называет конечной остановки, – в остальных случаях цену сразу рассчитывает специальная программа.
В итоге после вступления закона в силу проезд в городских такси подорожал на 30–50%: если раньше проезд по Барнаулу стоил в среднем 100 рублей, то теперь – 130–150 рублей. Компании, которые возили пассажиров за 70–80 рублей, увеличили цену поездки до 100 рублей.
С 1 сентября 2011 года таксисты всего края должны были начать оформлять разрешения на осуществление своей деятельности. Такая необходимость утверждена поправками в краевой закон, который регламентирует транспортное обслуживание населения.
Предпринимателям необходимо получать разрешение на каждое транспортное средство, которое предоставляет услуги такси. Лицензия выдается на срок от пяти лет при наличии у предпринимателя транспорта (в собственности или в лизинге). Сам автомобиль должен отвечать нескольким требованиям: каждые шесть месяцев проходить техосмотр, иметь шашечки на боковых поверхностях кузова и оранжевый фонарь на крыше. Кроме того, рассчитывать стоимость проезда должен таксометр, пассажиру при этом предоставляется чек.
Есть федеральный закон, который вступил в силу. Закон имеет большую силу, нежели постановление правительства, которое утверждает ПДД. В протокол сотрудники ГИБДД могут просто вписывать статью КоАП, на основании которой они штрафуют таксиста. Почему они этого не делают, непонятно. В связи с этим управление направило письмо в адрес Петра Богомолова, начальника ГИБДД по Алтайскому краю.
С 1 января 2012 года КоАП вводит ответственность за незаконную установку на автомобиле фонаря такси и нанесение шашечек на поверхность автомобиля. За это нарушение предусмотрен штраф: с граждан – 2,5 тыс. рублей, с должностных лиц – 20 тыс. рублей, с юридических лиц – 500 тыс. рублей. При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения нарушения, а фонарь конфискуется. Водитель, который управляет такси и не имеет при себе соответствующего разрешения, будет оштрафован на 5 тыс. рублей.