Какие проблемы принес новый закон о техосмотре?

январь 19, 2012

Автовладельцы Алтайского края начали проходить техосмотр (ТО) по новым правилам. Пока впечатления противоречивые: по одной версии, наш регион оказался одним из самых подготовленных к реформе, поэтому проблем у автомобилистов почти не возникает. По другой – в офисах страховых компаний и на пунктах ТО царит неразбериха. Чтобы процесс оформления полисов ОСАГО не остановился, автовладельцам и страховщикам приходится искать лазейки в новом законе. Благо они есть.

Автовладельцы уже учатся обходить закон.
Михаил Хаустов

Страховщик вместо инспектора

1 января вступила в силу самая анонсируемая в прошлом году реформа – новая процедура техосмотра. Главное изменение – теперь талон техосмотра потребуется исключительно для оформления полиса ОСАГО. Без талона страховщик не имеет права продлить полис.

Зато теперь водителю при проверке документов на дороге не надо предъявлять талон ТО – за его отсутствие инспектор ДПС уже не сможет выписать штраф. Раньше за это нарушение было довольно суровое наказание — штраф 2,5 тысячи рублей, отстранение от управления автомобилем и задержание транспортного средства.

ГИБДД теперь вообще практически не имеет отношения к ТО. Предполагалось, что на время переходного периода в 2012–2013 годах пункты прохождения осмотра останутся также при МВД. Однако это коснулось лишь 22 регионов страны – Алтайский край в их число не попал. В краевом управлении ГИБДД подтвердили, что с Нового года процедуру можно будет пройти только в авторизованных частных центрах. Благо к сегодняшнему дню в крае аккредитовано уже 92 пункта прохождения ТО.

Лазейка найдется

В официальных беседах страховщики и ГИБДД утверждают, что пока серьезных проблем, связанных с реформой, у жителей края нет.

Дмитрий Тюнин,
директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":

Алтайский край оказался одним из самых подготовленных регионов в России, поэтому у нас ажиотажа нет. В январе талоны нового образца поступили в 21 пункт прохождения ТО в крае, из которых 13 находится в Барнауле.

– Талоны в пункты техосмотра поступают в штатном режиме, – подтверждают в отделе пропаганды управления ГИБДД Алтайского края. – Да, есть предприниматели, которые не позаботились о талонах заблаговременно, но в течение недели ситуация будет разрешена.

Владельцы же пунктов прохождения ТО не согласны, что все идет гладко.

Максим Панченко,
индивидуальный предприниматель из села Завьялова:

С количеством талонов у меня проблем не было, а вот с их оформлением они возникли. В ГИБДД отказались объяснять, как с ними работать, и пока я не оказываю услуги населению по техосмотру, хотя народ идет к нам каждый день.

Геннадий Клямм, владелец пункта прохождения ТО в Косихе, еще более категоричен: "Я недоволен новыми правилами техосмотра, а первую очередь организационными моментами. Сегодня невозможно решить все возникающие текущие вопросы, так как делать это необходимо через Москву и в большинстве случаев в письменном виде. У нас на сегодняшний день нет ни талонов, ни программного обеспечения для компьютеров, а на календаре уже вторая половина января. Граждане идут каждый день, но мы не можем их обслужить".

Сотрудники страховых компаний в неофициальных беседах тоже признаются, что в новом году в выдаче полисов ОСАГО царит неразбериха. Многие филиалы федеральных страховщиков до сих не получили разъяснения по новым механизмам работы – ряд компаний вообще временно прекратил выдачу полисов.

Поэтому автовладельцы и страховщики уже учатся обходить закон. Самые дальновидные водители заранее оформили страховку еще в конце декабря, до вступления новых правил в силу.

В январе появился новый способ обхода закона – полисы оформляют задним числом. Один из пользователей форума автомобилистов drom.ru рассказал, что, когда 13 января продлевал полис, обратил внимание, что дата заполнения в нем – 30 декабря 2011 года. "На мой вопрос, почему так, получил ответ, что год еще только начался, подробных инструкций им не поступало, а новые талоны техосмотра они в глаза не видели, – пишет посетитель форума. – Поэтому заключение договора декабрем позволяет избежать всяческих недоразумений, тем более что ответственности за отсутствие талона теперь нет".

Другой барнаульский автовладелец рассказал, что сотрудники страховой компании просто провели визуальный осмотр автомобиля, взяли расписку, что он обязуется пройти ТО позже, и выдали полис ОСАГО без талона ТО.

Отметим, что в конце прошлого года вступление в силу закона о ТО вообще оказалось под угрозой срыва. Ведомства не успевали подготовить необходимые для запуска реформы документы. Большая часть нормативных актов была выпущена в спешке в последних числах декабря и в начале января. До сих пор не появился приказ МВД, регламентирующий работу базы данных об автомобилях, прошедших техосмотр. А в ряде регионов возник дефицит талонов нового образца – их просто не успели напечатать.

– Причина неразберихи одна: новый закон – это как отопительный сезон, всегда приходит внезапно, никто не успевает подготовиться, – рассказывает сотрудник офиса одной из страховых компаний Барнаула. – Думаю, в течение месяца все документы придут, механизм обкатают и проблем с получением талона ТО и полиса ОСАГО у автовладельцев не будет.

Цифра

425 рублей составит предельная стоимость процедуры прохождения ТО в Алтайском крае. До реформы официальная цена услуги составляла 713 рублей.

Факт

Транспортные средства, которые должны проходить ТО дважды в год (такси, автобусы, машины, предназначенные для перевозки особо опасных грузов), будут обязаны иметь талон техосмотра. И его наличие будут контролировать на дороге сотрудники ГИБДД.