январь 30, 2012
Сибирские археологи в прошедшем полевом сезоне исследовали трассу строящегося магистрального газопровода "Алтай" и обнаружили на ней 330 объектов археологического наследия. Однако они считают, что стройка не приведет к утрате этих памятников. Об этом сообщил на пресс-конференции замдиректора Института археологии и этнографии СО РАН академик Вячеслав Молодин.
Это были и стоянки древнекаменного века, и наскальные рисунки, и памятники эпохи бронзы. Мы начали работы в середине лета и закончили только в ноябре.
Он уточнил, что нитка газопровода, а следовательно и зона отчуждения, очень узкая, поэтому, несмотря на большое количество памятников, многие из них попадают в эту зону лишь частично.
Я не вижу никакой проблемы в прокладке газопровода и уверен, что все памятники можно успеть исследовать до начала строительных работ или скорректировать трассу так, чтобы она минимально касалась археологических объектов - все это вполне по силам и археологам, и строителям.
Молодин подчеркнул, что энергоресурсы в Горном Алтае либо привозные (уголь из Кузбасса), либо собственные - на дрова вырубают лиственницу. По его мнению, газ - наиболее экологически чистый носитель энергии, поэтому строительство этого газопровода будет только во благо местным жителям.
Мы исследовали этот вопрос вместе с геологами - академиками Алексеем Конторовичем и Николаем Добрецовым и пришли к выводу о необходимости строительства. Думаю, что в позиции его противников присутствует некая инерция. Нужно объяснять им целесообразность и логичность такого решения.
Газопровод "Алтай" должен соединить месторождения газа в Западной Сибири и Китай, он протянется от Уренгоя до Шанхая. Стоимость проекта оценивается в 14 миллиардов долларов. Россия и КНР подписали юридически обязывающий документ по основным условиям поставок газа в сентябре 2010 года.
Ранее экологи заявили, что изыскательские работы при строительстве газопровода могут нанести ущерб алтайскому плато Укок, включенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прокуратура не нашла оснований для вмешательства, поскольку экологический ущерб плато причинен не был. Однако сотрудники ведомства считают, что дальнейшие работы на плато могут нарушить природоохранное законодательство, .