Как предприниматель Юрий Данилов экономит по ночам

январь 31, 2012

Рост цен на электроэнергию за последние несколько лет оставил серьезный отпечаток на бюджетах предприятий. Пути решения проблемы были разными. Кто-то начал так называемую оптимизацию рабочих сил или поднял цены на продукцию. А некоторые топ-менеджеры решили сократить расходы компании за счет повышения энергоэффективности. Такой путь выбрал и Юрий Данилов, генеральный директор каменского предприятия "Общепит". Он рассказал о своем опыте экономии.

Главное — начать

— Юрий Иванович, ваша компания была в числе первых в Алтайском крае, кто решил платить за электроэнергию по тарифу, который дифференцируется по зонам суток ("зонный"). Но, как нам стало известно, сокращать расходы на электроэнергию "Общепит" начал не с этого. Какими были ваши первые шаги?

— В производстве хлебобулочной продукции, полуфабрикатов, колбас и копченостей на нашем предприятии используется энергоемкое оборудование. Следовательно, одной из самых крупных статей расходов "Общепита" является электроэнергия. Первое, с чего я решил начать, — это экономия на мелочах. На производственных площадях нами были установлены датчики движения. Лампы накаливания были заменены энергосберегающими. Рассматривалась возможность установки в помещениях "Общепита" светодиодов, которые на сегодняшний день считаются самыми экономичными источниками света. Но в крае уровень предложения светодиодов низкий, и их установкой практически никто не занимается. Эту инициативу пришлось на время отложить. Определенная доля сокращения расходов была получена после частичной замены электроплит газовыми плитами. Также мы начали использовать в работе скороварки, которые позволяют уменьшить время приготовления продуктов и сохраняют качество. По отдельности все это экономит копейки, а в итоге набегает существенная цифра.

— Многие руководители предприятий к смене тарифа относятся с опаской. Что все-таки вас убедило в правильности своих действий?

— В 2009 году из Интернета я узнал о возможности сократить расходы на электроэнергию за счет перераспределения времени потребления электричества на предприятии. Для этого было необходимо перейти на "зонный" тариф. Специалисты "Общепита" провели ряд расчетов и сделали вывод, что одноставочный тариф, дифференцированный по зонам суток, будет выгодным для предприятия и позволит снизить расходы на 250 тыс. рублей в год. Для нас это приличная сумма, так как на тот момент за электричество мы платили около 200 тыс. рублей в месяц. Основная часть сокращения затрат приходится на ночное время, когда на двух наших подразделениях "Общепит-2" (хлебопекарное и кондитерское производство) и "Общепит-3" (столовые, кафе и буфеты, а также производство колбасных изделий и полуфабрикатов) кипит работа. Мы решили попробовать. Больших вложений это не требовало, и нам не нужно было перестраивать свой график работы.

— Ваши затраты при переходе на новый тариф составили 60 тыс. рублей. На что конкретно были потрачены эти деньги?

— В эту сумму заложена стоимость счетчиков, проекта их подключения, а также дополнительные затраты на установку всей системы учета. Хочу заметить, что эти затраты окупились в первые месяцы. Конечно, у нас были опасения, связанные с условиями договора. Причина в том, что данный тариф на электроэнергию является нерегулируемым. Те денежные подсчеты затрат на электроэнергию, которые проводит "Общепит", нередко отличаются от счетов "Алтайкрайэнерго", которые мы получаем только после 15 числа каждого месяца.

— Ваши опасения оправдались?

— За 11 месяцев 2011 года мы сэкономили 192 тыс. рублей. Основная часть этой суммы пришлась на первые пять месяцев. Тогда мы в среднем экономили около 29 тыс. рублей ежемесячно, в оставшийся период эта цифра снизилась до 7,8 тыс. рублей. Энергетики нашли способ увеличить наши расходы. На протяжении года стоимость электричества в ночной зоне практически не изменялась, но постоянно росла цена в пиковой зоне. Если в первые месяцы мы экономили от 90 до 60 копеек на одном киловатт-часе, то сегодня всего 8–15 копеек. Что будет дальше — неизвестно.

Добавлю, что мы не только создали условия для сокращения собственных расходов, но и уменьшили потребление электроэнергии в пиковую зону, когда ее действительно не хватает.

Отложили на год

— Вы стали работать по новому тарифу только с начала 2011 года, но предприятие было оборудовано всем необходимым годом ранее. Что помешало перейти на "зонный" тариф в 2010 году?

— Обратившись осенью 2009 года в филиал "Алтайкрайэнерго" для разъяснения условий перехода на новый тариф, мы узнали, что для этого требуется только подать заявку на получение техусловий на установку многотарифного прибора учета. Мы это выполнили и в первый месяц 2010 года уже начали вести учет по новому тарифу, но бумажные дела по оформлению еще продолжались, а в феврале нам отказали в смене тарифа.

В официальном ответе Сергея Кулипанова, заместителя гендиректора "Алтайкрайэнерго" по энергосбытовой деятельности, мне сообщили, что компания не получила от предприятий "Общепит-2" и "Общепит-3" уведомлений о переходе на "зонный" тариф за месяц до вступления в силу новых тарифов, что предусмотрено постановлением правительства № 109 от 26 февраля 2004 года. В связи с этим заявки не были учтены при формировании балансовых показателей на 2010 год.

— О ваших планах энергетикам было известно еще в октябре 2009 года. Не пытались каким-либо образом изменить ситуацию и отстоять свою точку зрения?

— Мы обратились с заявлением в управление ФАС по Алтайскому краю, требуя принять меры воздействия по отношению к филиалу "Алтайкрай­энерго". Но в итоге пришлось принять правила энергокомпании. Другого выхода у нас не было. Только в 2011 году "Общепит" начал вести расчеты по-новому.

— Новое оборудование позволяет вам отслеживать объемы потребления электроэнергии предприятием в онлайн-режиме. В каких целях вы используете эту функцию?

— Постоянный мониторинг и анализ расходов дает возможность оценивать свою работу, выявлять пиковые часы потребления электроэнергии и перераспределять нагрузку на предприятии. И, конечно, это очень хорошо дисциплинирует.

Пути сокращения расходов

— Сегодня предприятия пытаются сократить свои расходы на электроэнергию, приобретая энергоэффективное оборудование. У вас нет таких планов?

— Их нет только потому, что на рынке отсутствует оборудование, которое нам необходимо. А приобретение того, что есть, я не считаю выгодным вложением. Установленная мощность большинства хлебопекарных печей — от 48 до 53 кВт. "Наматывают" они кругленькую сумму, но найти им альтернативы за приемлемую цену мы пока не можем.

— Проще было бы поднять цены на товары и услуги, которые предлагает "Общепит"…

— Это самый простой, но не самый эффективный способ, так как всегда нужно оценивать покупательскую способность. Поднятие цен — это удар по имиджу компании. Хорошо, если в таком случае сумма доходов останется прежней, но ведь она может и уменьшиться. Самый действенный способ, но требующий серьезных усилий, — это сокращение издержек на производство товара без потери качества продукции.

— В начале прошлого года вы прогнозировали, что предприятию удастся сэкономить 250 тыс. рублей за счет "зонного" тарифа, но по итогам года сохранить в бюджете компании удалось около 80% от этой суммы. В IVквартале ежемесячная сумма экономии равнялась лишь 7 тыс. рублей. Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, вы бы перешли на "зонный" тариф?

— Если сравнивать два полугодия, то они получаются полярными. В одном мы экономили больше, чем планировали, а во втором — меньше. Причем потребление электроэнергии "Общепитом" во втором полугодии не выросло, а в какой-то степени даже упало в связи с уменьшением производственных оборотов. Но годовым результатом я вполне доволен. 

О чем еще рассказал собеседник

О качестве электроэнергии

— Сегодня мы стараемся уменьшить расходы на энергию, но нас также волнует вопрос качества поставляемого электричества. Мы платим солидные деньги энергокомпаниям, однако порой вместо 220 вольт получаем 180. Нас это не устраивает, но сделать мы ничего не можем. Энергетики сетуют на изношенное оборудование и потерю электроэнергии при доставке ее покупателю. Расстраивает то, что альтернативы этому "продавцу света" у нас нет.

О "зонном" тарифе

— При использовании "зонного" тарифа сутки разбиваются на определенные часовые зоны — в зависимости от загруженности энергосистемы. Поскольку в часы пиковых нагрузок возникает дефицит электроэнергии, на это время устанавливается более высокий тариф, чтобы стимулировать потребителя уменьшить нагрузку. Когда энергосистема не загружена (это, как правило, ночные часы), тариф понижается. "Зонный" тариф выгоден тем предприятиям, которые могут перестроить свой график на ночное время.

О возможностях провинции

— Сегодня в небольших городах тяжело начинать свой бизнес, в сельской местности больше возможностей. В таких городах, как Камень-на-Оби, осталось только открывать магазины шаговой доступности, в них будет стабильный, но невысокий доход. Спички, соль, порошок — это будет самый ходовой товар в таких торговых точках. А если говорить о супермаркетах, то на сегодняшний день большую роль здесь играет сервис. Человек начал думать о том, как ему будет удобнее покупать. 

Справка

Юрий Иванович Данилов родился 30 октября 1961 года. После окончание школы поступил в Новосибирский технологический институт советской кооперативной торговли. Долгое время работал в Камне-на-Оби на руководящих должностях в потребкооперации, в 1992 году занялся частным бизнесом, с 2008 года занимает должность генерального директора компании "Общепит". Она состоит из трех подразделений: "Общепит-1" — школьное питание, на сегодняшний день обслуживается две школы города; "Общепит-2" — хлебопекарное и кондитерское производство, "Общепит-3" — кафе "Волна", "Блин-картошка", "Перемена", буфеты в больницах, а также производство колбасных изделий и полуфабрикатов. Общий оборот "Общепита" в 2011 году составил около 28 млн. рублей, 87% приходится на производство. В компании работают 89 человек.