Что история "Ланта-тур" рассказывает нам обо всем российском турбизнесе

февраль 6, 2012

Крах очередного оператора всю прошлую неделю был главной новостью. Паника для туристов и риск уголовного преследования для руководства компании уже к четвергу сменились светом в конце туннеля: по просьбе премьер-министра Владимира Путина банк ВТБ согласился помочь "Ланте" разрешить финансовые трудности. Но турбизнес России эта новость не радует: все окончательно поняли, что отраслевой закон не работает и вести предпринимательскую деятельность, как операторскую, так и турагентскую, рискованно.

Сами виноваты

Искать преступный умысел в действиях руководства "Ланта-тур" будет Следственный комитет. Но с таким же успехом в "мошенничестве" можно сейчас заподозрить еще две с лишним тысячи российских компаний, которые, как и "Ланта", создают туры и реализуют их с помощью тысяч партнеров по всей стране.

Туристский рынок устроен так же, как многие другие: есть оптовики (операторы), розница (агенты) и их клиенты — туристы. Отличие в том, что продукт этой деятельности нематериален. "Капитал" туроператора — это офис с минимумом оргтехники и договоры с перевозчиками, отелями, транспортными, экскурсионными компаниями и т. п. Путевка — не пачка гречки с полки супермаркета. Особенность "товара" в том, что купить его можно сегодня, а воспользоваться — через какое-то время. Это обстоятельство вкупе с несовершенным законодательством и вносит элементы экстрима на рынок, когда ключевое звено цепочки — оператор — начинает испытывать финансовые трудности.

Что случилось с "Лантой"? То же, что и с "Капитал Туром" чуть больше года назад: не смогли вовремя перекредитоваться, чтобы оплатить заказанные услуги, вследствие чего — кассовый разрыв и мгновенная остановка. За рубежом остались партнеры-отельеры, не желающие обслуживать туристов, за которых не заплатили, в России — партнеры-агенты, клиенты которых уже оплатили путевки и рискуют никуда не полететь.

Почему топ-менеджеры крупной компании, успешно работающей на рынке более 20 лет, допустили такой просчет? Эксперты отвечают, что виноваты кризис и все те же особенности туристического рынка, который подвержен влиянию политики, моды и даже погоды.

Российские операторы в чем-то виноваты и сами. Игроки зачастую отвоевывают себе место под солнцем с помощью демпинга. Многие компании, вдохновившись ростом рынка в 2010 году, в следующем нарастили объемы перевозки, а потом, когда поняли, что планы завышены (например, осенью 2011 года из-за наводнения в Таиланде спрос на отдых в этой стране упал), свернули их либо продавали не занятые в заказанных самолетах кресла по "горящим" ценам. (В этом месте на сцену выходят авиакомпании: условия договоров с ними зачастую не оставляют операторам возможности для маневра, если у них нет собственного перевозчика, — выгоднее продать туры себе в убыток, чем отказаться от оплаченных блоков). В ценовые войны в итоге вовлекаются все: ведь если кто-то снизит стоимость, то остальные вынуждены реагировать, чтобы не потерять клиентов.

По оценкам участников рынка, около 40–45% процентов туров в России сегодня реализуются ниже себестоимости, а с прибылью продаются лишь 15%. Средний минус с каждого туриста в ноябре-декабре 2011 года составил $ 248, с таким результатом ушло 40% всего объема путевок. Об этом написала на прошлой неделе RATA-news, газета Российского союза туриндустрии. Порочный круг замыкают сами туристы: дешевые туры их так избаловали, что платить за услуги столько, сколько они реально стоят, многие уже не готовы.

Именно по этим причинам туроператорский бизнес серьезно зависит от банков, которые все менее охотно кредитуют отрасль. Очень вероятно, что история "Ланта-тур" не последняя.

Проблема "Васи Петрова"

Защитить туристов от ошибок туроператоров призвано отраслевое законодательство. Ответственность компаний должна быть застрахована на определенную сумму, которая в случае чего пойдет на возмещение ущерба клиентам компании. На несовершенство такого подхода указывали еще до принятия поправок в отраслевой закон (в 2007 году) и позже — когда закон показал себя в деле. К примеру, около 8 тыс. туристов "Капитал тура" не дождались своих денег, поскольку выяснилось, что ответственность оператора застрахована в липовой страховой компании, которая рухнула вслед за "Капиталом". И даже если бы этого не случилось, эксперты посчитали, что 100 млн. рублей не хватило бы на всех пострадавших. После этого в профессиональных кругах закон о фингарантиях все чаще стали называть "фигами" или "фикцией".

Ирина Слесарева,
президент Алтайской региональной ассоциации туризма, директор компании "Арго":

Закон негибок по отношению к разным операторам. Для разных компаний должны быть разные фингарантии, а сейчас есть только три цифры — 100, 60 и 30 млн. Рынок намного многограннее. Есть операторы, которым много даже 30 млн., а есть те, у кого доля рынка настолько огромна, что в случае чего проблемы "Ланты" покажутся смешными. История с "Капитал туром" также показала, что необходимы аудит компаний и механизмы, которые реально защитили бы турагентов и туристов.

Ответственность "Ланта тур" была застрахована по-настоящему — в "Ингосстрахе". Но когда страховщик начал принимать документы от пострадавших клиентов, проявилось еще одно белое пятно в законе. Многие туристы не смогут возместить ущерб, поскольку доказать, что они были клиентами этого оператора, невозможно! "Они отдавали турагентству деньги, турагентство отправляло их банковским переводом либо наличными, или туры покупал курьер на себя лично. Страховая компания требует подтверждения, что турист состоит в договорных отношениях с туроператором, а такого подтверждения нет — деньги сдавал "Вася Петров". Это работа в черную, уход от налогообложения", — сказал на пресс-конференции в РИА "Новости" Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. Таким образом, даже если "фига" в этот раз сработает, то только в отношении порядочных агентств, не ведущих двойной бухгалтерии. Таких, судя по истории с "Лантой", примерно половина.

Все эти недочеты, казалось бы, были учтены в поправках, которые отрасль и депутаты обсуждали весь прошлый год, но так и не приняли. В них есть пункт и об обязательном аудите крупных компаний (чтобы агенты могли определить, с кем сотрудничать рискованно), и о работе агентов "только от имени и по поручению оператора" (что могло бы снять проблемы "Васи Петрова"). Но поправки зависли не просто так: отраслевые эксперты вновь усмотрели в них недочеты и побоялись, что еще один сырой закон принесет рынку новые проблемы.

Что же делать сейчас региональным турагентствам, число которых в одном только Барнауле стремится к 200? Предвидеть очередной крах оператора поможет разве что интуиция. "В понедельник после остановки "Ланты" мы пришли на работу, и на устах у всех был один вопрос: чьи туры можно бронировать без опасений? — говорит Ирина Слесарева. — Это игра в рулетку: если мы и знаем что-то о состоянии операторов, это только слухи. Оценить, насколько стабилен тот или иной партнер, мы не можем".

Александр Смирнов,
директор барнаульской турфирмы "Плот":

Слухи о том, что "Ланта" и еще несколько крупных федеральных операторов находятся в зоне риска, давно ходили, но если верить всему, то можно остаться без работы, — сегодня большинство операторов имеют финансовые трудности или проблемы. Уберечься агентству от таких ситуаций очень сложно, так как определение "крупная и давно работающая на рынке компания" не стало означать "надежная".

История с "Лантой" показывает, что поправки в Закон "О туристской деятельности в РФ", скорее всего, в ближайшее время примут, а новые пробелы продолжат закрашивать в полете. Александр Смирнов рекомендует туристам избегать оформления туров в тех агентствах, где не выдают оригиналы путевок (чеки), поскольку без них претензий по фингарантиям не примут, и при покупке тура дополнительно приобретать страховку от банкротства туроператора. Эксперты Российского союза туриндустрии считают, что универсальным механизмом защиты туристов может стать страхование каждого тура, однако этого в готовящихся поправках нет. Наиболее активные туристы рекомендуют самостоятельно организовывать путешествия. Но и это не панацея: только в прошлом году обанкротились несколько авиакомпаний, из-за чего также были сорваны отпуска людей. Но это уже другая история и пробелы в других документах...

Неожиданное дело

В отношении руководителей "Ланта-тур" неожиданно возбудили уголовное дело, но по закону банкротство — не преступление и на подачу заявления о нем у компании есть 30 дней. За последние два года подобным образом прекратили работу около двух десятков российских туроператоров, включая "Капитал Тур", но руководителей этих компаний в мошенничестве не подозревали. Кстати, если факт преступления докажут в суде, то туристы не получат своих денег. С другой стороны, если туристы получат страховое возмещение по фингарантиям, то исчезнет сам факт нанесения ущерба, то есть возможное преступление.

Не более 10%

Около 400 туристов в Сибири могут пострадать из-за остановки работы "Ланта-тур вояж". По данным Российского отраслевого союза туриндустрии Сибири, доля этого оператора на рынке Сибири составляла не более 10%. Точное число алтайских туристов определить сложно, но счет пойдет на десятки.

Цифра

$248 составил убыток российских тукомпаний на одного клиента.