Техосмотр стал причиной конфликта страховщиков ОСАГО

февраль 7, 2012

Новые правила техосмотра, вступившие в силу с 1 января, спровоцировали неразбериху и ряд конфликтов среди страховщиков. На прошлой неделе волна докатилась и до Сибири: местная ассоциация страховщиков направила письмо с жалобой на компанию "Росгосстрах", которая, по мнению заявителей, нарушает закон при оформлении ОСАГО. Из жалобы следует, что нарушения есть и в Алтайском крае.

Реформа техосмотра привязала талон техосмотра к полису ОСАГО.
Михаил Хаустов

Напомним: привязала талон техосмотра к полису ОСАГО. С 1 января страховщики по закону не должны продавать обязательную страховку без талона ТО. Однако переход на работу по новым правилам гладким не получился. Сначала с проблемами столкнулись частные пункты прохождения ТО, которые вовремя не получили талоны нового образца.

Геннадий Клямм,
владелец пункта прохождения ТО в Косихе:

У нас на сегодняшний день нет ни талонов, ни программного обеспечения для компьютеров. Граждане идут каждый день, но мы не можем их обслужить.

Проблемы начались и у страховщиков, которые не могли оформить полисы без талонов ТО. К тому же некоторые филиалы федеральных страховщиков долго не могли получить разъяснения по новым механизмам работы. Многие компании даже временно прекратили выдачу полисов.

К началу февраля ситуация начала устаканиваться. Как заявил начальник ГИБДД края Петр Богомолов, к концу января талоны поступили в 72 частных пункта прохождения техосмотра в крае. По словам г-на Богомолова, жалоб на работу операторов по новым правилам к ним не поступало, а о проблемных случаях с ТО он слышал только из СМИ.

Однако на этом конфликты вокруг новой процедуры не закончились. В последних числах января Федеральная служба по финансовым рынкам направила ведущим страховщикам письма с запросом информации и требованием о проведении внутренних проверок.

Наконец, письма с взаимными претензиями друг к другу стали писать сами страховщики. Основным объектом критики стал "Росгосстрах", который занимает более трети российского рынка ОСАГО. Чтобы не потерять клиентов в период неразберихи, страховщик придумал свое ноу-хау: реализовал модель "первичного" заполнения талонов ТО в партнерстве с компанией "Техосмотр". Автовладелец в этой схеме давал письменное обещание завершить процедуру ТО у оператора и получал действующий полис ОСАГО. На деле это означает, что любой желающий может обратиться в ближайший офис страховщика, где с него возьмут положенные по закону деньги (стоимость ТО и стоимость ОСАГО по тарифу) и обязательство пригнать в удобное ему время свой автомобиль на пункт ТО, а взамен выдадут талон и полис.

В ответ ряд крупных страховщиков заявили о дискредитации процедуры ТО, инициировали отставку главы РСА Павла Бунина(которая в итоге не состоялась) и потребовали приостановки реформы на год.

На прошлой неделе конфликт докатился и до Сибирского региона. Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков обратилась с официальным письмом в адрес Российского союза автостраховщиков (РСА), в котором жалуется на действия "Росгосстраха" в СФО. "Вместо проведения техосмотра на оборудованных техническими средствами пунктах техосмотра профессионально подготовленными операторами и диагностирования транспортного средства техническим экспертом ПТО специалистами "Росгосстраха" проводится лишь внешний осмотр транспортного средства, выдача после этого талона техосмотра от московского ПТО ЗАО "Техосмотр" и полиса ОСАГО", — сообщается в письме.

По данным агентства "Тайга.инфо", наибольшее количество нарушений закона представители ассоциации страховщиков зафиксировали в филиалах "Росгосстраха" в Алтайском, Красноярском краях, в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях.

"Проблемные случаи были в некоторых российских регионах, но не на Алтае, — прокомментировал сотрудник алтайского филиала "Росгосстраха". — Страховая компания не выдает талон, а лишь бронирует его номер, после чего оформляет полис. Автовладелец же в оговоренные сроки приезжает и проходит ТО у оператора".

Чтобы устранить раскол в рядах страховщиков, в правительстве обсуждаются варианты, при которых со страховых компаний снимут обязанность проверять наличие талонов. В этом случае обязанность пройти ТО останется на автовладельце. Если он не пройдет осмотр, то полис будет действовать, но после выплаты страховщик вправе будет выставить ему регресс.

Цифра

По итогам 2011 года доля компании "Росгосстрах" в общих по рынку премиях достигла 31,8%, в числе заключенных договоров - 37,7%.