февраль 8, 2012
Бийчанин Сергей Сухих, автомобиль которого попал в аварию в августе прошлого года, был в шоке, увидев на лицевом счете сумму, выплаченную ему страховой компанией.
– Они перечислили 6 700 рублей! Я не верил своим глазам: машина была изрядно побита. Зять позвонил страховщикам, там ответили: "Такую оценку сделала наша компания". Больше ничего не объяснили. Тогда мы пошли за помощью к юристу, сделали независимую экспертизу и подали в суд. Переживаний хватило на всех, но через пару месяцев суд взыскал еще 105 264 рубля. Все эти пять месяцев разбирательств машина стояла, а я продолжаю платить проценты по кредиту.
Автомобиль.
Михаил Хаустов
По данным Росстрахнадзора, количество жалоб на страховые компании растет с каждым полугодием. Все больше автомобилистов недовольны действиями страховых компаний и размерами полученных ими страховых выплат.
Изначально Закон "Об ОСАГО" принят для автомобилистов, ведь получить страховку проще, чем вытрясти деньги из виновника аварии. Но на сегодняшний день большой проблемой ОСАГО стали маленькие выплаты и задержка сроков выплат. Самостоятельные попытки добиться справедливости от страховой компании превращаются в сущее издевательство над автовладельцами, которые вынуждены выслушивать самые нелепые отговорки страховщиков, пытающихся затянуть со страховой выплатой или попросту отказать в ней.
Мотивы задержек и отказов в страховом возмещении или приеме документов бывают самыми разными, однако практика показывает, что многие из этих отказов являются неправомерными, а задержки сроков выплат – незаконными.
– В нашей практике был случай, когда суд взыскал неустойку за устный отказ в приеме документов. Еще один из примеров: страховая компания, приняв заявление на выплату, через 30 дней прислала отказ, указав, что не имеет правовых оснований для ее осуществления, – продолжает Ольга Корчан. – В суде мы доказали, что содержание данного письма не позволяет признать его мотивированным отказом.
Суд взыскал со страховщика неустойку за 172 дня в сумме около 10 000 рублей, а также страховую выплату 120 000 рублей и все понесенные по делу издержки. Но как говорят сами клиенты, эти суммы не способны компенсировать месяцы волокиты.
За несколько лет работы мы столкнулись с проблемой недоплат практически в каждой страховой компании, работающей на рынке нашего края. О размерах занижения выплат лучше слов могут сказать цифры.
В качестве примеров Ольга Корчан приводит решения судов из практики Сибирского агентства страховых споров за 2011 год, где видно, сколько выплатила страховая компания и сколько дополнительно было взыскано в пользу автомобилиста через суд (см. таблицу "До и после суда").
При этом, по словам эксперта, со страховой компании взыскивается не только сумма страхового возмещения, но и все судебные издержки, включая расходы на юриста и проценты за просрочку осуществления страховой выплаты. Самый болезненный вопрос для автомобилистов – время ожидания.
Виктор Клепиков, председатель Федерации автовладельцев России, говорит, что страховые компании пользуются юридической неграмотностью автовладельцев: кто-то махнет рукой и сам, за свои деньги отремонтирует свой автомобиль.
Барнаулец Денис Пахин, проработавший пять лет страховщиком в одной из крупных страховых компаний, считает, что в последние пять-шесть лет региональные страховые компании стали заложниками централизации, с помощью которой страховые организации пытаются покрыть свои убытки:
– В крупных страховых компаниях сегодня все сделано так, что без разрешения московского руководства нельзя сказать лишнего слова. Специалист выходит на место, делает снимки и отправляет документы в Москву. Там сидят свои специалисты, которые занимаются оценкой ущерба по фотографии. И уже из столицы высылается сумма выплаты, с которой спорить бесполезно. Ошибки случаются по разным причинам. Например, стоимость запчастей у них считается ниже, чем у нас. Но они все равно считают по-своему, и доказать обратное крайне сложно. Лет пять назад все было намного лучше, выплачивалась сумма ущерба более реальная.
Вот еще две истории о методах работы местных страховых компаний.
Семья Симоновых из Барнаула не может получить страховую выплату уже несколько месяцев. В их случае оба страховщика, и виновника аварии, и их собственная компания, отказывались принимать заявление.
Все это время нас футболят. ДТП случилось 8 сентября, ущерб составил 120 тысяч с копейками. Когда мы пришли в свою страховую компанию РСТК, нам сказали, что мы должны обращаться в компанию виновника "УралСиб". В компании виновника у нас также отказались принимать документы. Дело дошло до суда, где страховая компания виновника потребовала назначения повторной экспертизы.
Летом прошлого года мы на автомобиле "Тойота Королла" возвращались из Горного Алтая. Произошло лобовое столкновение, "Ниссан Рнесса" вылетел на встречную полосу. Ущерб был причинен значительный, виновник аварии – гражданин другого государства. Вся надежда оставалась на получение страховки. Мы ездили в страховую компанию МСК несколько раз, и каждый раз нам по тем или иным причинам отказывали в приеме документов. В сентябре 2011-го с помощью юриста мы обратились в суд. В суде страховая компания продолжала обвинять нас в том, что мы сами виноваты, а документы они не принимали, так как мы им их не сдавали. В итоге после обращения в суд нам выплатили 120 000 рублей ущерба, а также суд обязал МСК выплатить нам 3 528 рублей за то, что они незаконно отказывали в приеме заявления.
Проблема расхождения сумм выплат по ОСАГО остается достаточно острой, при том что качество урегулирования убытков является существенным фактором, влияющим на оценку страхователем качества страховых услуг. Доля жалоб, связанных с несогласием потерпевших с размером суммы страхового возмещения, составляет чуть более 8% от общего количества жалоб, поступающих на страховые организации. В настоящее время РСА предпринимает существенные усилия по согласованию единой методики проведения независимой технической экспертизы. Стандарты проведения экспертизы снизят риски необъективной оценки размера ущерба и позволят систематизировать работу в этом сегменте.
РСА реагирует на все жалобы, поступающие в наш адрес, направляя запросы по выплатным делам. В случае необоснованного снижения суммы страхового возмещения к страховым организациям применяются меры дисциплинарной ответственности, а при критическом количестве жалоб страховая организация рискует попасть в стоп-лист (приостановление отгрузки бланков полисов ОСАГО). Кроме того, законодательством предусмотрены и экономические "стимулы" для страховой организации: после признания факта занижения выплаты страховщик доплачивает потерпевшему недостающую сумму, при этом на указанную сумму распространяется неустойка, определенная законом.
Советует Ольга Корчан, руководитель Сибирского агентства страховых споров.
– При обращении в страховую компанию сохраните копии всех документов.
– Срок осуществления выплаты нужно исчислять с момента сдачи документов, а не с даты осмотра автомобиля страховщиком или с даты получения им отчета.
– Срок рассмотрения вашего заявления – 30 дней. Если деньги не поступили, не стоит больше ждать, нужно обращаться к юристам.
– Если вас отправляют из компании в компанию, не тратьте времени, можете обратиться за разъяснением в Российский союз автостраховщиков (телефон горячей линии 8 800 200 2275) или с жалобой в
региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, при этом параллельно идите защищать свои права в суд.
11055 жалоб и обращений граждан поступило в 2011году в исполнительный аппарат и представительства Российского союза автостраховщиков.
Из них:
Название компании |
Выплачено при обращении в страховую |
Дополнительно взыскано по решению суда |
Процент занижения реального ущерба |
МСК |
26 919,84 |
+ 50 984,16 |
65% |
Росгосстрах |
31 117,64 |
+ 51 994.41 |
63% |
Рессо-Гарантия |
29 379,41 |
+ 50 517,29 |
63% |
УралСиб |
61 694 |
+ 58 306 |
49% |
Русские страховые традиции |
35 136 |
+ 51 583,88 |
44% |
Югория |
отказ |
120 000 |
|
СОГАЗ |
47 636 |
+ 46 266 |
49% |
Росэнерго |
32 835 |
+ 81 314 |
71% |
Ингосстрах |
4 360 |
+ 12 086,52 |
73% |
ВСК |
29 352 |
+ 40 123 |
58% |
Россия |
отказ |
19 236 |
|
Д2 страхование |
25 986 |
+ 13 416 |
34% |
Цюрих |
отказано |
16 672 |
100% |
Энергогарант |
11 383 |
+ 73 762 |
87% |
Информация предоставлена Сибирским агентством страховых споров.