февраль 14, 2012
На балансе "Горэлектротранса" - 125 км трамвайных путей.
Михаил Хаустов
2 февраля состоялось судебное заседание по иску МУП "Горэлектротранс". Предприятие просит признать его банкротом. Директор "Горэлектротранса" объясняет, почему эта процедура даст толчок развитию электротранспорта в Барнауле.
Я должен напомнить, что "Горэлектротранс" был основан в 1948 году. Сегодня на балансе предприятия имеется 125 км трамвайных путей. Протяженность контактной сети трамвая составляет 125 км, троллейбуса — 67 км. Чтобы запитать трамвай и троллейбус, имеется кабельная линия — 197 км. Фактический инвентарь на 1 января 2012 года составляет 245 трамваев и 59 троллейбусов. Средний возраст трамвая — 25,6 года при нормативном сроке эксплуатации 15 лет. Средний возраст троллейбуса — 10,4 года при нормативе 10 лет. В 2011 году 164 трамвая и 48 троллейбусов обслуживали 10 трамвайных и три троллейбусных маршрута.
Очевидно, что хозяйство предприятия изношено. В связи с этим резко возрастает потребность в ресурсах, чтобы его восстановить. К сожалению, городской электротранспорт сегодня тяжело живет во всех городах. К примеру, в Новосибирске муниципальное предприятие задолжало порядка 500 млн. рублей.
В 2010 году кредиторы МУП "Горэлектротранс" в лице энергетиков инициировали процедуру банкротства и потребовали в течение полугода вернуть долг — около 50 млн. рублей. Все наши усилия были направлены на то, чтобы не допустить распродажи имущества. В сентябре прошлого года мы успешно справились с этой задачей. Однако за 2008–2010 и частично 2011 годы были задержаны расчеты с налоговой инспекцией и Пенсионным фондом. К сентябрю 2011 года долг достиг 145 млн. рублей. Мы попытались реструктуризировать его, но в декабре Пенсионный фонд заблокировал расчетные счета предприятия.
Мы обратились к учредителям с предложением войти в банкротство. Само по себе это слово пугает, но банкротство является процедурой, которая реально позволяет вывести предприятие из неблагоприятной ситуации. У нас имеется план мероприятий, которые позволяют в течение примерно 7–12 месяцев рассчитаться с основной задолженностью, если все пройдет так, как мы запланировали.
Наше предприятие не оставлено без внимания. Краевая программа по обновлению городского электротранспорта продлена до 1 мая 2012 года. По ней мы получим 10 трамваев и один троллейбус. В декабре прошлого года была принята очередная краевая целевая программа по восстановлению городского пассажирского транспорта. Она рассчитана на 2012–2016 годы и предусматривает обновление 70 единиц трамвайного парка города, приобретение 20 новых трамваев, а также строительство путей по современной технологии. Город не остался в стороне, в декабре была принята инвестиционная программа, по которой мы сможем обновить 36 трамваев. В этом году субсидии из городского бюджета были увеличены в общей сложности со 120 млн. рублей до 220 млн. рублей.
Сегодня мы вышли с предложением к администрации города и нашли понимание по вопросу приобретения троллейбусов с автономным ходом на 30 км. Буквально в марте состоится презентация этой техники в Барнауле. Она позволит нам зайти в жилой сектор в районе Павловского тракта. Другого пути расширения зоны своего действия у нас нет.
Предусмотрено введение энергосберегающих технологий, которые позволяют экономить до 50% электроэнергии. Эти затраты на нашем предприятии составляют около 20% общих расходов. Мы также выносим на рассмотрение гордумы вопрос о том, чтобы в дневное время большегрузные транспортные средства не передвигались по ул. Челюскинцев, поскольку это мешает движению электротранспорта.
Должен отметить, МУП прервал отношения с "М2М-телематика", поскольку просто за передачу данных мы платили им 700 тыс. рублей в месяц. Теперь мы имеем свой сервер. Мы сумели вернуть в лоно предприятия ремонтную базу, что позволило нам сэкономить порядка 14 млн. рублей в год. Также идет процесс оптимизации численности сотрудников предприятия. В прошлом году было сокращено 109 человек. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, какую оценку получат наши предложения по оптимизации маршрутной сети трамваев.
До 10 мая текущего года на нашем предприятии введена процедура наблюдения, я надеюсь, что мы все-таки сумеем полностью освободиться от бремени долгов и перейти на безубыточную работу.