февраль 13, 2012
Проблема пробок на барнаульских дорогах с каждым годом становится все актуальнее. По прогнозу, к 2015 году численность автомобилей в городе достигнет 300 единиц на 1 тыс. человек. Заведующий кафедрой "Организация и безопасность движения" АлтГТУ им. И. И. Ползунова рассказал о том, как можно предотвратить транспортный коллапс.
Барнаул. Февраль, 2012г.
Михаил Хаустов
Начиная с 1990-х годов как в стране, так и в Барнауле усиливаются транспортные проблемы, вызванные, с одной стороны, резким притоком транспорта, с другой — реорганизацией системы управления дорожным движением. В городе растут пробки, увеличивается число ДТП. Но виноватых найти невозможно. За структурами, которые раньше курировали организацию дорожного движения, оставили только контрольные функции. Все лишь контролируют, но никто не занимается организацией дорожного движения, а в администрации города кадров для решения этих вопросов кот наплакал.
К примеру, сегодня в Барнауле "хозяевами" перекрестка являются несколько организаций: дорожные службы, "Барнаулгорсвет", МЧС, ГИБДД и т. д. Никого из них не заботит, сколько времени на данном перекрестке должен гореть зеленый сигнал светофора и как время подачи сигнала должно меняться в зависимости от дорожной ситуации (времени суток, интенсивности транспортного потока, погоды, заторов и т. д.).
На федеральном уровне эти проблемы уже начали решать. Так, в 2010 году постановлением правительства было определено, что вопросами организации дорожного движения должен заниматься Минтранс. Ведомство начало разбираться и столкнулось с проблемой: как управлять перекрестком, когда у него несколько хозяев и никто никому не подчиняется? Пришли к выводу, что необходим закон об организации дорожного движения. Скорее всего, его предстоит принять новому созыву Госдумы. В законе должно быть прописано, кто за что отвечает и кто кому подчиняется. В проекте закона установлены приоритеты в дорожном движении: на первом месте — пешеход, на втором — пассажирский транспорт, на третьем — все остальные автомобили.
Минтранс также озаботился тем, кто будет заниматься вопросами организации дорожного движения на местах. Так появилось постановление правительства о создании региональных центров по организации дорожного движения. В мегаполисах такие центры уже работают. Однако очевидно, что федеральных средств для их создания по всей России не хватит и ждать, что система будет выстроена скоро, не стоит.
Чтобы ускорить решение проблемы, на II Международном конгрессе Road Тraffic Russia (2011) регионам было предложено разрабатывать свои перспективные программы по реорганизации дорожного движения и искать средства для их реализации. В свою очередь федеральный центр будет помогать регионам. Думаю, что в этом есть определенный смысл. Но, насколько мне известно, в Барнауле такой программы нет. Все решения принимаются интуитивно, и никто не просчитывает последствия.
Несколько лет назад администрация заказала перспективный план развития Барнаула. Он существует, но транспортный вопрос там не решается. Единственное, о чем упомянуто в документе, так это проблема транзитного потока, который проходит через Барнаул. Решить эту проблему предлагается с помощью строительства двух мостов через Обь. Многие из нас не доживут до того времени, когда это произойдет. По нашим расчетам, через город проходит 10–20% транзитного транспорта, а зимой его почти нет, но 80% — это наши автомобили. И проблемы заторов решать нам.
В заключение несколько предложений по организации дорожного движения, разработанных в АлтГТУ. Основные пробки в городе возникают на главных магистралях — проспекте Ленина и Павловском тракте. Для глобального решения этой проблемы необходим еще один переезд через железную дорогу. Мы предлагаем его строительство не на пр. Красноармейском, как это записано в городских планах, а на ул. Челюскинцев. Ширина ж/д путей там наименьшая, а следовательно, меньшие затраты на строительство. Кроме того, ул. Челюскинцев после реконструкции может стать дублером Ленинского проспекта.
В перспективе предлагается убрать трамвайные пути с части проспектов (Красноармейский, Строителей, Ленина) до улицы Северо-Западной. Это крайне нежелательное решение с точки зрения удобства пассажиров. Но оно позволит решить транспортные проблемы проспекта Ленина, по крайней мере, на 15–20 лет. Взамен предлагается построить трамвайные пути от путепровода по ул. 2-й Власихинской до железнодорожного вокзала (с другой его стороны) с выходом трамвайных путей на ул. Северо-Западную.
Необходимо думать и об экологии города, особенно его исторической центральной части. Поэтому в перспективе нужно рассматривать такую схему, когда движение по проспекту Ленина от речного вокзала до площади Октября было бы разрешено только для пешеходов и общественного транспорта.