февраль 18, 2012
50 лет назад в далеком Вашингтоне в возрасте 93 лет, окруженная родными и почитателями, скончалась одна из самых удивительных женщин 20 века, свидетельница и активнейшая участница судьбоносных событий эпохи, оставившая богатое наследие – статьи, романы, политические и историко-литературные исследования, пронзительную мемуарную сагу о быте и нравах предреволюционной и революционной России и русского рассеяния,- Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс.
Ее собственная биография вполне кинематографична – романтическая девушка из дворянской семьи, известной по новгородским еще летописям, увлеченная персонажами Великой французской революции, выпускница Высших женских курсов, рано включившаяся в популярную дискуссию о путях освобождения страны от деспотизма, подруга юной Нади Крупской (помимо Крупской, еще две однокашницы и приятельницы Тырковой стали супругами известных революционеров), пережившая два ареста и эмиграцию перед тем, как вернувшись в Россию, стать первой и единственной женщиной в ЦК партии кадетов. "Единственной мужчина в кадетском ЦК" - эти слова неотделимы от ее образа так же, как ленинская кепка от образа вождя пролетариата...
О деятельности и идеологии кадетов широкой аудитории известно не так много, советская историография отвела партии строго очерченное место буржуазных соглашателей, чуждых интересам народных масс, сметенных прогрессивными ветрами времени вместе с "пятым колесом" отжившего царизма - Государственной Думой.
Бесспорно, фигура Ариадны Тырковой, ее невероятная пассионарность, талант и обаяние, а также недавно переизданные тома ее мемуаров "На путях к свободе" как нельзя более способствуют пробуждению интереса к истории, к драматической судьбе российской либеральной идеи как таковой.
Партия кадетов включила в свою повестку дня требование равных избирательных прав для мужчин и женщин, вне зависимости от происхождения и вероисповедания.
Эта тема вообще объединяла сторонников модернизации российского общества, весьма разных, характер и вектор будущей необходимой эмансипации горячо обсуждались в прессе, в различных аудиториях. Блестящая журналистка и оратор Тыркова внесла в дискуссию важные сюжеты, помимо непременного равенства прав, убеждала она, необходимо изменение самосознания женщин страны, освобождение от "проклятия покорности" и косности. Радость знания, новых отношений в браке, общественного служения, - вот основы будущей свободы, раскрытия невостребованного творческого потенциала женщин, который станет важным фактором в развитии будущей России. Предостерегала от искушения свободой также – "борьба современной, уже привыкшей к светлой струе знания женщины, ее борьба за право на всю полноту человеческого существования есть не только борьба с несовершенством мужского строя жизни, но и с тем дьявольским наваждением внешней свободы, не опирающейся, ни на какие внутренние ценности, которое внесено в женскую среду новыми формами жизни".
Либеральный феминизм Тырковой с его идеей гармоничного сочетания личного и общественного развития и личной ответственности как нельзя соответствовал ее собственному характеру, это не только о современницах, но и о себе сказано "женщины переходной поры, начинающие собой новую женскую жизнь". Только через много десятилетий американские феминистки выдвинули лозунг "личное это политическое", требуя не только равных прав, но и равных возможностей...
Не будет преувеличением сказать, что во многом именно благодаря политическому опыту и настойчивости Ариадны Тырковой сразу после Февральской революции Временное правительство объявило о всеобщем и равном избирательном праве для мужчин и женщин. Этому предшествовала длительная борьба. Главной победой "равноправок" стала резолюция Первого Всероссийского женского съезда, принятая 1 декабря 1908 года. Уникальное для России событие - больше тысячи делегаток, представительницы всех практически сословий из разных концов страны собрались в Петербурге. Резолюция гласила: "Работа первого Всероссийского женского съезда, посильно осветившая, как политические и гражданские запросы, так и экономические нужды русской женщины, привела съезд к глубокому убеждению, что удовлетворение этих запросов возможно лишь при равноправном с остальными гражданами участии женщин не только в культурной работе, но и в политическом развитии страны, доступ к которому окончательно откроется для женщины лишь при водворении демократического строя на основе всеобщего избирательного права без различия пола, вероисповедания и национальности".
Это решение, реализованное лишь через девять лет, было принято вопреки воле группы делегаток-большевичек во главе с Александрой Коллонтай, протестующих против солидаризации с буржуазными партиями, для них классовая борьба была важнее равенства перед законом. Все девять лет авторитетный политик Тыркова продолжала отстаивать идею равноправия, в марте 1917 выступила одной из организаторов сорокатысячной демонстрации петербургских женщин с требованием избирательных прав, открывшей дорогу Февральской революции. Так что равные избирательные права - основа любой демократии - заслуга все же кадетов, а совсем не большевиков, как принято думать.
И, быть может, это заблуждение стало причиной того, что в новой России, освободившейся от советской идеологии, сама идея участия женщин в общественных преобразованиях, одно из основных условий прогресса в программах российских либералов начала века - была выброшена с корабля современности как совдеповский мусор новыми российскими либералами на долгие годы.
Многочисленные исследования - как отечественные, так международные - подтверждают тот факт, что гармонизация политической системы, экономического и социального развития стран находится в прямой зависимости от степени участия женщин в принятии решений, от возможностей реализовать себя и возможности выбора своей судьбы.
Быть может, тексты и идеи выдающейся русской журналистки, феминистки, общественной деятельницы и политика Ариадны Тырковой подскажут нам некие новые сценарии.