февраль 21, 2012
Члены комитета по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения АлтТПП отказались объединиться для участия в выставке-ярмарке "Человек. Экология. Здоровье". Руководитель проекта Ольга Николаева предложила им подготовить один стенд от имени врачей частной практики Алтая. Однако представители медбизнеса решили оставить участие в выставке каждый на свое усмотрение. Мероприятие пройдет с 25 по 27 апреля в 17-й раз, и есть мнение, что с годами оно изменилось не в лучшую сторону. Об этом говорит председатель совета директоров компании "Медконсалтинг".
Алтайская выставка-ярмарка от здравоохранения "Человек. Экология. Здоровье" находится в плачевном состоянии. Ее в несколько этапов покинули наиболее конкурентоспособные медфирмы. Первыми ушли фармкомпании (а ведь приезжали крупнейшие из российских, например "Протек"). Вторыми прекратили участвовать производители медтехники. Затем ушли фирмы, которые занимаются продажей медоборудования и расходных материалов. Наконец, почти перестали участвовать частные медцентры. Объяснение одно: ни товары, ни услуги выставка продвигать не помогла.
А участие в ней стоит недешево: столько же, сколько в похожей новосибирской, гораздо более высокой по уровню. В Новосибирске количество предпринимателей-участников и представляемых продуктов постоянно растет — там интересно. Там не найти киосков, которые реализуют продукцию, имеющую к медицине весьма косвенное отношение. А наша превратилась в ларек, торгующий медом и фиточаем для бабушек.
Я также не видел на хороших медицинских выставках превалирования государственных учреждений. У нас на конкурсах в жюри сидят чиновники. Одним из стимулов участников выставки является борьба за какой-нибудь диплом. Здесь борьба заведомо нечестная: об инновациях судят люди, которые в жизни ничего не изобрели.
Пример: в прошлом году одно отделение краевой детской больницы продемонстрировало в качестве инновации французский препарат — мол, мы первыми в больнице его стали применять. Но если вы используете лекарство впервые, то оно не зарегистрировано. Если же лекарство зарегистрировано, то вы не первые! При чем здесь инновации? Лечебно-диагностический комплекс "Карбоник", имеющий все признаки инновационного продукта, включая патенты, получил третье место. Через месяц ему же присудили победу в номинации "Лучший инновационный продукт в России" на ВДНХ в Москве. Не нонсенс?
Все потому, что государственные медучреждения обязуют участвовать в выставке. Они не заинтересованы в том, чтобы предпринимать какие-то усилия по собственному позиционированию. Они знают, что и так победят, и для них "Человек. Экология. Здоровье" — лишь формальность, так что и стенды они готовят формальные. Получается показуха.
Это плохо для государственных медучреждений, потому что у них нет стимула расти. Это плохо для рынка, так как налицо недобросовестная конкуренция. Соответственно, это плохо для потребителей медицинских услуг, заинтересованных в том, чтобы за качество их лечения боролись.
Необходимо создать профессиональное жюри, сделать выставку честной. В крае множество исследователей, которые живут инновациями. Почему же в 2011 году в составе судейства на ярмарке не было даже представителя от АлтГМУ? И нельзя обязывать государственные медучреждения участвовать. Пусть они делают это тогда, когда им действительно есть что показать.
Затем надо "включить творчество", чтобы привлечь медбизнес. Например, организовать на выставке встречу государственных медучреждений и производителей медицинских товаров. Объявить, что там огласят объемы предполагаемых госзакупок. Пообещать познакомить с ведущими медучреждениями и их главврачами… В этом случае на выставку побегут все и будут готовы за нее платить. Ведь там они познакомятся с ключевыми фигурами рынка, узнают о его планах, увидят конкурентов.
Еще одно: кто мешает приурочить к выставке крупный конкурс по госзакупкам? Если такой пройдет в одно время с выставкой, это же очевидная мотивация на нее попасть. Также в руках комитета по здравоохранению план мероприятий на год, в котором по датам расписаны профессиональные конференции специалистов (акушеров, лаборантов и
т. д.). Можно, опять же, совместить выставку и часть таких собраний. В них медфирмы участвуют регулярно! Если будет известно, что в то же время организуют крупную выставку, любой бизнесмен поймет, что он может убить двух зайцев: если все равно тащить технику и сотрудников, почему не выставиться сразу в нескольких местах?Понятно, что рынок Алтайского края не самый развитый в мире. Но можно сделать ряд реальных вещей, которые привлекали бы сюда инвесторов, в частности, от здравоохранения. Пока никаких шагов в этом направлении я не вижу.
От редакции."ВД" готово предоставить слово и другим заинтересованным лицам.