февраль 20, 2012
Больше двух лет прошло с момента вступления в силу Федерального закона № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности". Его основной целью являлось стимулирование более бережного отношения к потреблению электрической и тепловой энергии через практику энергосервисных договоров (контрактов). Однако закон оказался сырой, до сих пор требующий уточнений и дополнений. А число реально заключенных и действующих энергосервисных контрактов минимально.
Тема энергосбережения очень беспокоит бизнес, однако на "круглом столе" не было ни одного бюджетника.
Олег Богданов
Тема энергосбережения обсуждалась на "круглом столе" под названием "Перспективы реализации энергосервисных контрактов в бюджетной сфере, ЖКХ и промышленности", который организовали и провели в Барнауле 16 февраля Российская гильдия энергоаудиторов, "Федеральная энергосервисная компания" ("ФЭСКО") и газета "Ваше дело". Мероприятие получилось достаточно дискуссионным и масштабным. В нем приняли участие представители многих малых и средних компаний, занимающихся энергоаудитом и внедрением сберегающих технологий. Это было вполне закономерно, поскольку № 261-ФЗ был призван способствовать широкому развитию сектора МСП в этой сфере. Малому бизнесу он интересен.
Однако практическая реализация закона пока не впечатляет. По словам Сергея Кренца,вице-президента НП "Региональный центр энергоэффективности и энергоаудита", потенциальных потребителей нового сервиса условно можно разделить на три группы: бюджетные организации, жилой фонд и промышленный сектор. Однако каждая из них имеет свои особенности при подписании подобных контрактов. Сергей Теодоров,заместитель генерального директора "ФЭСКО", подтвердил, что классических примеров внедрения энергосервиса — единицы по всей стране. Как правило, они реализуются в промышленном секторе. А вот у бюджетников и ЖКХ все непросто.
Предприниматель Дмитрий Матвеев рассказал о том, что часто обращается в бюджетные организации с предложением о сотрудничестве в рамках 261-го закона.
Однако там мне отвечают, что подписывать энергосервисный контракт им неинтересно и невыгодно. Потому что бюджетное финансирование строго определено. И если в ходе реализации контракта возникнет экономия средств, то неизвестно, куда их следует относить и как отражать в бухгалтерских документах.
Бюджетные ограничения приводят к тому, что в организациях озабочены лишь получением энергопаспортов (это требуется сделать в течение 2012 года) и заменой лампочек.
Виктор Гайдай, директор Новосибирского филиала "Российского энергетического агентства", пояснил, что бюджетным организациям все равно придется повышать свою эффективность. Прямую ответственность за реализацию закона несут региональные и муниципальные власти. Однако важно создать для всех стимулирующие механизмы применения контрактов. Один из вариантов уже найден и озвучен: Минрегионразвития недавно выпустило письмо с разъяснениями, что бюджетные организации могут использовать сэкономленные в результате внедрения новых технологий ресурсы на собственное усмотрение. Например, на погашение энергосервисного контракта, или могут вносить их в расходную часть бюджета следующего года.
Другая возможная мера — федеральный фонд, который позволит нащупать механизм финансирования энергосервисных договоров. Как рассказал г-н Теодоров, планируется, что в ближайшее время такой фонд будет создан "Внешэкономбанком" для выпуска ценной бумаги. "При рассмотрении проекта по энергосбережению ВЭБ должен будет лишь убедиться в объективности представленных расчетов. И если они верны, то ценная бумага будет выдана в качестве залога в кредитную организацию, которая финансирует проект", — пояснил представитель "ФЭСКО".
Наша компания была создана в прошлом году для реализации № 261-ФЗ в партнерстве с Российским энергетическим агентством. Сегодня практика энергосервисных контрактов в стране чрезвычайно мала и носит некий отложенный эффект. По сути, операция энергосервиса представляет собой лишь набор документов, включающих в себя кредитный договор, лизинговый договор, договор залога и т. д. Но многие нюансы не учтены. Требуется доработка законодательства, чем сегодня готов заняться Комитет по энергетике Госдумы РФ во главе с депутатом Грачевым.
Любое бюджетное учреждение обязано через пять лет уменьшить свое энергопотребление на 15%. Но проблема состоит в том, что многие из руководителей даже не задумываются об этом. Они не понимают, что энергосбережение – это не просто менять лампочки. Это применение современных технологий и оборудования. Но бюджетники довольствуются тем, что проходят аудит, и им каждый год срезают финансирование на 3%.
Тем не менее хорошие примеры есть. Один из проектов, которые можно внедрять по закону, связан с модернизацией городского электротранспорта. Российское энергетическое агентство взяло на себя продвижение этой программы в регионах. В семи из них уже заключены соглашения. Аналогичные проекты можно реализовать в ЖКХ и городском хозяйстве (уличное освещение, тепловые сети, котельные и т. д.).
Компания "Алтайэнергосбыт" реализует свою программу энергосбережения. Она заключила около 10 энергосервисных контрактов с различными предприятиями края.