апрель 11, 2005
Известный публицист Валерий Выжутович рассуждает в "Российской газете" о феномене голосования избирателей за Михаила Евдокимова.
Дети аншлага
Валерий Выжутович, политический обозреватель Дата публикации 8апреля 2005г.
Михаил Евдокимов не хочет обратно в "Аншлаг". Он желает - и уверен, что может - быть губернатором Алтайского края по меньшей мере еще три года, пока не истечет срок его полномочий. Но ему не дают. Краевой парламент вынес Евдокимову вотум недоверия. Его отставки требуют и лидеры представленных на Алтае партий, обнаружив небывалое единомыслие.
"Изгнание из края", "шутки в сторону", "артист, на выход!"... Запас острословия по поводу незадавшейся политической карьеры попсовика-затейника, решившего смеха ради поуправлять регионом, далеко не исчерпан. Но извлекать из этого запаса что-то еще неизрасходованное, хотя и лежащее на поверхности, лично я воздержался бы. Мне Евдокимова жалко. И не потому, что предъявленный ему счет несправедлив. А потому что - не по адресу. Спрашивать за провал здесь надо бы не с любимца публики, не оправдавшего надежд, а с самой публики, эти надежды неоправданно возлагавшей. Теперь только и слышно: "феномен Евдокимова". Нет такого феномена. Есть феномен российского избирателя, который столько раз уже обманывался, но вновь обманываться рад, вверяя власть популярным артистам, телеведущим, спортсменам, да, в сущности, любому, чей лик растиражирован.
Евдокимову светит отставка. Последнее слово должен сказать президент. Поскольку теперь губернаторов избирает местный парламент по представлению главы государства, то Путину будет непросто проигнорировать мнение алтайских законодателей. А оставить без внимания глас народа? Ведь около 10 тысяч подписей в защиту Евдокимова уже собраны на Алтае. Активисты краевого общественного движения "Пробуждение" ходят по домам, уговаривают граждан оставить автограф под народным воззванием в защиту дорогого земляка. Вы можете себе представить, чтобы вот так, от порога к порогу, шастали ополченцы курского, вологодского или там хабаровского губернатора? И я - нет. Потому что глава региона для местных жителей - фигура потусторонняя, почти неодушевленная, пребывающая где-то там, высоко-далеко, в некоем космосе власти. А Евдокимов - это же "Мишка"! Свой мужик! Пришедший с телеэкрана бородатый увалень, балагур, умеющий всласть и в баньке попариться, и опрокинуть рюмашку-другую, успешно замещает в массовом сознании реального руководителя края. Дух "Мишки Евдокимова", весельчака, рубахи-парня, за год так и не выветрился из умов. Там по-прежнему полный аншлаг. Оттого-то сбор подписей в поддержку губернатора напоминает распространение билетов на эстрадное представление.
Народные ходатаи - ладно. Но на подмогу Евдокимову ринулись и народные... избранники? Депутаты Госдумы? Нет, народные артисты. Валерий Золотухин, Александр Михайлов, Александр Панкратов-Черный и примкнувший к ним бард Олег Митяев прибыли на Алтай похлопотать лицом за други своя. По компетентной оценке мастеров искусств, губернатор "работал действительно хорошо", ничтожность претензий к нему очевидна. А глубинную подоплеку парламентского решения о вотуме мигом просек Панкратов-Черный: "Зависть одолела, что артист стал губернатором".
В общем, вы уже поняли. Губернаторское кресло Михаил Евдокимов обороняет теми же средствами, какими завоевывал его. И сбор подписей по квартирам, и актерский спецназ, берущий в полон обывателей, сбежавшихся поглазеть на знаменитостей, - это все апелляция к зрительскому сообществу (и не к самой взыскательной его части). А не к сообществу зрелых, мыслящих граждан, голосовавших не сердцем, как у нас еще принято, а умом и отвечающих за свой свободный выбор.
Зачем известные артисты (спортсмены, литераторы и т.п.) выдвигают себя в депутаты и губернаторы? И почему население голосует за них?
Мотивация первых ясна. Для них приобщение к власти - знак признания профессиональных заслуг. Еще одна награда за успехи на сцене, хоккейной площадке, в писательстве. Горбачевский Съезд народных депутатов СССР был наводнен писателями и артистами. В Верховном Совете ельцинского созыва их было не меньше - от Басилашвили до "взглядовцев" чуть ли не в полном составе. В нынешней Думе получают прибавку к артистической славе Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум. Полезность и незаменимость этих людей на государственных постах - тема отдельная.
Нетрудно понять и упорство, с каким российский обыватель норовит выбрать себе в поводыри то артиста, то летчика-космонавта, то овеянного скандальной славой предпринимателя. Их выводит во власть неизбывная массовая вера в чудо. И всеобщая тоска по герою, способному это чудо сотворить. Вот уж он-то покончит с коррупцией (ликвидирует социальное неравенство, повысит пенсии, снизит налоги, вернет бесплатную медицину, даст каждому, чего у него нет, накормит семью хлебами всех страждущих). Только он, больше некому! Веру в чудо олицетворяют люди, рекрутированные во власть со стороны. Например, генералы. Рядовой состав российских избирателей, испокон зачарованный военной знатью, воспринимающий большие погоны и лампасы почти как божий дар, творит себе кумиров из современных полководцев. Как мобилизованный на политический фронт генералитет справляется с губернаторскими обязанностями, некоторые его представители продемонстрировали не раз.
Востребованность именитых артистов, спортсменов, писателей, тут и там удостоверяемая результатами голосования, - от нарастающего разочарования в статусных политиках. Чиновничье или партийное тавро на челе кандидата во власть - знак его непригодности к сотворению чуда. С трудом дается понимание, что все как раз наоборот: встроенность в систему, укорененность в политической элите в современных российских реалиях является если не залогом, то первейшим условием хотя бы мало-мальски эффективного правления.
Прекраснодушная вера в способность, к примеру, деятеля культуры этой культурой руководить, слава богу, хоть изжита наверху. Из артистов в министры - это многих бесславный путь. У нас его, страдая от административной немощи, прошли Николай Губенко и Юрий Соломин, на Украине подобного опыта хлебнул Богдан Ступка, в Латвии - Раймонд Паулс.
Погодите, а как же Арнольд Шварценеггер? Почему голливудская суперзвезда успешно правит штатом Калифорния, а российский артист Михаил Евдокимов, выбравший ту же стезю, терпит провал на Алтае? Отвечу. У меня есть сильное подозрение, что глава Калифорнии немногим умнее алтайского губернатора. Только все дело в том, что нигде - ни в Калифорнии, ни на просторах Амазонщины и Миссисипщины - губернатор не отвечает головой за сев озимых и подготовку к отопительному сезону. Американская машина власти так отлажена, что способна функционировать в автоматическом режиме. И кто бы ни стоял у ее руля, чувствительных сбоев она не даст. Алтай же, как и все регионы России, управляется вручную. Каковы эти руки, таков и результат.
ЕСЛИ Путин пропустит мимо ушей уличные стенания "не трогайте нашего Мишу!" и, согласившись с алтайскими законодателями, отправит Евдокимова в отставку, демократия не пострадает.
Избрание губернатором эстрадного артиста - показатель гражданской зрелости, увы, не только алтайцев, но и значительной части российского населения. Всеобщее избирательное право в нашем родном отечестве способно играть злые шутки.
Евдокимов и другие... Все они дети аншлага. Аншлаг - символ массовых настроений, массовых политических вкусов, массовой тяги к простым решениям. И массовой веры в чудеса, вечный спутник которой - массовое разочарование.