Кризис в крае: кому выгодно? Нервное ожидание развязки затягивается на неопределенное время

апрель 13, 2005

С момента вынесения губернатору Евдокимову вотума недоверия прошло неполные две недели. Для основных участников процесса, который сейчас принято называть "кризис власти на Алтае", это были чрезвычайно насыщенные событиями дни - противоречивые публичные заявления, встречи в Кремле, переговоры, митинги, слухи... Дни нервного ожидания: какое решение примет президент?

Коротко - что было

31 марта , сразу после вынесения ему вотума недоверия, Михаил Евдокимов отбыл в Москву. 1 апреля администрация края пыталась обжаловать депутатское решение в суде, однако заявление не было принято к рассмотрению за отсутствием юридических оснований.

2 марта движение "Пробуждение" начало масштабную акцию по сбору подписей под обращением президенту в поддержку Евдокимова.

5 апреля на консультации в Кремль отбыл полпред Анатолий Квашнин, следом за ним 8 апреля в администрацию президента отправился председатель крайсовета Александр Назарчук - со списком претендентов в количестве девяти человек.

6 апреля Михаил Евдокимов выступил в прямом эфире радио "Эхо Москвы". Это было странное выступление, если сопоставить его с последующими действиями артиста-губернатора в столице. На вопрос ведущего, как Евдокимов отреагирует на "негативное" решение президента - подчинится или "возглавит личную революцию", губернатор ответил: "Если народ пойдет, я, конечно, пойду с народом. Обязательно. А что же?" И еще заявил, что ставить вопрос о доверии перед президентом он намерен 5 апреля 2006 года - ровно через два года работы. А два дня спустя "Российская газета" опубликовала текст открытого письма Евдокимова к президенту, в котором он просит Путина "воспользоваться авторитетом гаранта Конституции и дать положительный импульс разрешению данной ситуации в конструктивном ключе..."

"Спокойствие, только спокойствие..."

Тем временем народ, при участии слуг народа, устроил публичное мероприятие в поддержку любимого губернатора - 8 апреля на площади Советов в Барнауле состоялся митинг: около тысячи человек (в основном пенсионного возраста), рукописные плакаты - "За Евдокимова! За Алтай!". Весомое слово на митинге сказали вице-губернатор Леонид Баклицкий и артист Александр Панкратов-Черный: "дорогие мои земляки, спасибо за поддержку Миши! Я думаю, мужик выдержит! И пусть президент решает, это его право. Но я призываю - спокойно! Не поддаваться ни на какие провокации, не устраивать бесчинств!.." Такой же митинг состоялся 10 апреля в Рубцовске.

Сам Евдокимов, прибывший в Барнаул в день митинга в свою честь, к его участникам не вышел. И правильно, говорят организаторы, а то мало ли, как бы повел себя народ... Пробыв на родине молчком несколько дней, Михаил Сергеевич снова отбыл в столицу - на вторник, 12 апреля , ему была назначена встреча в Кремле с президентом.

В то же время вернувшийся из Москвы председатель КСНД Алексанр Назарчук отправился на "дни крайсовета" в Шелаболихинский район, где обмолвился об итогах своей встрече с Путиным.

И нашим, и вашим?

Как сообщил из Шелаболихи корреспондент ГТРК "Алтай", Назарчук заявил, что процедура отрешения от должности губернатора Евдокимова будет продолжена на апрельской сессии крайсовета. Это сообщение можно слегка расшифровать, используя неофициальную информацию из источников, близких к председателю КСНД. Говорят, что президентом был предложен так называемый "нулевой вариант", при котором Евдокимов останется губернатором Алтайского края - и продолжит работу, и зачитает на апрельской сессии "доработанный" доклад о деятельности администрации края, а депутаты пусть его обсудят и примут решение. Ну а вотум недоверия, он никуда не денется, пускай пока губернатор с ним походит...

Такое решение, кстати, вполне соответствует законодательству. А объясняют его тем, что нынешний политический кризис в Алтайском крае высшую власть страны тоже поставил перед некой дилеммой. Снять с губернаторства народного любимца - такое решение может негативно отразиться на рейтинге президента. Оставить - значит вызвать недовольство политэлиты, которая знает, что представляет собой Евдокимов как губернатор.

Есть, правда, еще и третий путь: а пускай Михаил Сергеевич "сам принимает решение". Принял же его в 2001 году приморский губернатор Евгений Наздратенко, не выдержав пресса своих столичных противников. Пообщался с президентом - и ушел в Госкомрыболовство. Другое дело, что назначать Евдокимова министром чего-либо тоже как-то не очень.

Получается, что и для верховной власти "проблема Евдокимова" тоже стала своеобразным экзаменом. Но ей проще - можно выдержать достаточно продолжительную по времени паузу на подготовку к ответу. Причем такая подвешенная ситуация тоже многим может быть выгодна - и самому губернатору, например, и его окружению, и части бизнеса, успевшего наладить контакты с администрацией края, но не успевшего еще "порешать вопросы".

Держаться нету больше сил...

А вот по мнению многих глав администраций районов и городов края, ситуация "неопределенности" для них возникла отнюдь не после вотума недоверия, гораздо раньше. Именно такое положение дел и вынудило 49 руководителей территорий выступить против губернатора. Практически в каждом ответе на вопрос корреспондента СК: "Чем вы руководствовались, подписывая письмо против Евдокимова?" - обязательно звучало: в крае разрушена система управления, кто за что отвечает, с кем из заместителей губернатора работать по какому вопросу - часто очень трудно понять. То есть - выходит, никто ни за что и не отвечает. Главы утверждают, что терпели это положение дел достаточно долго, и дальше просто уже некуда.

Петр Афанасьев, глава Рубцовского района:

- Сегодня, к большому сожалению, губернатор не может руководить краем. Он, вполне возможно, и хочет, но у него не получается, не рожден он для этого. За год работы человек так и не смог вникнуть в ситуацию, на все вопросы на совещаниях за него отвечали заместители. Отчетливо видно, что за губернатора краем руководит кто-то другой, причем делает это бездарно.

Что будет, если президент примет решение в пользу Евдокимова? В любом случае мы, главы, каждый отвечаем за свой район и будем пытаться сохранять нормальную рабочую ситуацию. Но, откровенно говоря, работать будет очень сложно.

Николай Осколков, глава Егорьевского района:

- Мне, как главе района, надо, чтобы в администрации края был порядок. Чтобы я мог прийти на прием к кому-то из заместителей, решить вопросы района. А там, как ни приедешь, - новый человек, который совершенно не в курсе дела. То есть система управления краем полностью разрушена.

Чтобы Михаил Сергеевич остался губернаторствовать - да не приведи Господь! Конечно, нам ничего не остается, кроме как работать дальше. Но, я думаю, какая-то месть будет тогда с той стороны - не от самого Евдокимова, сам он, я знаю, такими вещами не занимается, а от окружения его... Но я думаю, что мы, "кучка негодяев", как нас обозвали - глав районов, депутатов, партии, сможем создать этому противовес...

Владимир Краутер, глава Поспелихинского района:

- Понимаете, я привык к тому, что руководитель - это человек, знающий дело, производство, экономику, знающий край. С таким говоришь на одном языке. Те же, кого взял на работу Евдокимов, в большинстве своем не руководители. Это и породило нынешнюю провальную ситуацию. Да, год - это мало, и четыре года мало, но дееспособную команду-то можно было за год подобрать. А тут вот опять пришло новое распоряжение по смене заместителей, и опять непонятно, кто за что отвечает...

Я знаю, что Михаил Сергеевич на нас обижается, но такова реальность. Что будет, если он останется? Посмотрим, какой вариант работы он нам тогда предложит. Думаю, если все тот же - ситуация очень скоро повторится.

Михаил Филиппович, глава Змеиногорска:

- С приходом Евдокимова появились какие-то ожидания на лучшее, но они очень быстро не оправдались. Администрация края с самого начала наделала много ошибок - в кадровой работе, в вопросах управления, в жилищно-коммунальной сфере. То же создание АТЭК - была очень жесткая попытка перехватить денежные потоки, идущие в районы. Такие же "пиявочные" технологии применялись по коммунальным платежам - все это привело к необоснованному повышению тарифов, цен на уголь и другим проблемам. При этом сам Михаил Сергеевич от руководства практически устранился, я неоднократно пытался попасть к нему на прием - не получилось. Сейчас приходит новое распоряжение главы администрации края, смотришь на него и думаешь: как с ним работать, если через неделю придет распоряжение об его отмене?

Понятно, что, если Евдокимов останется, мы будем работать, как работали, но его губернаторство уж точно не добавит нам ресурсов, для того чтобы наша деятельность стала эффективней. У Михаила Сергеевича была возможность сформировать команду, наладить работу - он ее упустил. Конечно, он будет обижаться, смотреть косо… Но то, что краю требуется смена руководства, это ведь было не спонтанное решение, действительно назрела необходимость. И главы достаточно долго терпели...

Во власти слухов

Неопределенность, помимо всего прочего, порождает еще и массу слухов. За неполные две недели, прошедших с того дня, как краевые депутаты выразили недоверие Евдокимову, самых противоречивых слухов появилось предостаточно. Говорят, что:

- Евдокимову дадут поработать еще несколько месяцев и тогда уберут. Немедленная отставка неудобна, так как может вызвать общественные волнения;

- отставка Евдокимова может быть использована для объединения Алтайского края с Республикой Алтай и (или) с Кемеровской областью.

Возможно, поводом для этих слухов послужило то, что 8 апреля Владимир Путин встретился с главой Республики Алтай Михаилом Лапшиным. А до этого президент встречался с губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым.

Еще говорят, что так как в Кремле якобы не удовлетворились списком из девяти претендентов на пост губернатора, представленным Александром Назарчуком, то сейчас сформирован новый список претендентов. Пока что, кроме Андрея Юрина, называют только одну фамилию - председателя краевого Пенсионного фонда Бориса Трофимова.

__________________________________________

Из выступления Михаила Евдокимова на радио "Эхо Москвы", 6 апреля:

- Я по сути своей добрый, спокойный, я никого не стал преследовать из тех, кто воровал, практически не преследовал, и поэтому те структуры, которые должны были заниматься расследованием некоторых вещей, они ушли постепенно в тот лагерь. Они там все собрались и давай искать во мне врага...

Комментарий начальника ГУВД Алтайского края Владимира Валькова:

- Если у Михаила Евдокимова были какие-либо реальные факты воровства или нецелевого использования бюджетных средств, он мог предоставить их в органы внутренних дел. Но он этого не сделал. А огульно обвинять можно сколько угодно… В крае работала комиссия Счетной палаты, и никакого повального воровства обнаружено не было. По выявленным нарушениям проводятся проверки, возбуждены уголовные дела, идет нормальная работа.