февраль 29, 2012
Развитие бизнес-сегмента рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в Алтайском крае происходит почти так же стремительно, как и домашнего Интернета. Из-за активного строительства сетей в Барнауле и других городах края конкуренция усиливается. Основные игроки отмечают существенный прирост абонентской базы. Тем не менее цены на доступ в Интернет для корпоративных клиентов снижаются медленно. Возможно, поэтому более половины из них предпочитают подключаться к Сети как физические лица.
Корпоративный сегмент рынка широкополосного доступа в Интернет традиционно считается более закрытым, чем сегмент домашнего Интернета. Как правило, интернет-провайдеры в отчетах о своей деятельности не публикуют информацию о нем. Аналитикам оценивать его тоже довольно сложно, так как в сегменте B2B (для юрлиц) большее количество клиентов далеко не всегда означает большую выручку.
К лидерам корпоративного направления ШПД в Алтайском крае, по оценке большинства опрошенных операторов, относятся "Ростелеком", "ТТК", "МТС" (Inteleca), "Энфорта". В малых городах есть свои лидеры: "УГМК-Телеком" в Рубцовске, "Сотрудник-Плюс" в Бийске. По данным одного из провайдеров, емкость бизнес-сегмента ШПД региона в денежном выражении составляет 442 млн. рублей в год, и предел насыщения еще не достигнут.
В крае работают более 20 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 250–300 организаций являются крупными. В целом услугой доступа в Интернет пользуются около 80% компаний. При этом до сих пор 50–70% корпоративных клиентов заключают договор с провайдером как физические лица. По словам представителя одного из операторов, такое поведение является нарушением условий договора, тем не менее доказать это сложно. Возможно, провайдеры этим не занимаются еще и потому, что в условиях жесткой конкуренции клиента сохранить важнее.
За прошедший год конкуренция в сегменте заметно усилилась. В основном это связано с выходом на рынок новых игроков. Среди них — новосибирский провайдер "Сибирские сети", компания "Эр-Телеком", а также сотовые операторы, которые активно строят проводные сети.
Компания "ЭР-Телеком" работает на рынке Барнаула с 2010 года, и первый этап нашего присутствия на рынке был годом B2C (сегмент физлиц. — Прим. "ВД"). Построение работы с корпоративными клиентами началось только в 2011 году, поэтому мы можем говорить о достаточно стремительном росте в этот период.
Она отметила, что компания планирует войти в число лидеров сегмента B2B в регионе в 2012 году. О намерении активно наращивать базу корпоративных клиентов заявили и в "Сибирских сетях".
Сегодня на рынок вышли федеральные игроки, строящие собственные сети на всей территории Алтайского края, что приводит к перераспределению рынка не только в сегменте малых и средних, но и в сегменте крупных предприятий. Многие провайдеры начинают осваивать маленькие города или отдаленные районы городов. Ужесточение конкуренции связано и с выходом на рынок сотовых операторов. Иными словами, сейчас мы наблюдаем ту же тенденцию, которая возникла несколькими годами ранее в сегменте В2С. Драйвером роста для многих операторов на рынке выступают не крупные компании, а малый и средний бизнес.
Большинство операторов сообщили о росте абонентской базы в B2B секторе в 2011 году. Количество абонентов "Ростелекома", по данным компании, выросло на 25%. Юрий Терентьев объясняет такую динамику не только ежегодным приростом абонентов, но и объединением "Сибирьтелекома" и "Ростелекома", которое произошло в прошлом году. "Ростелеком" до объединения активно работал именно в корпоративном секторе.
В 2011 году количество клиентов компании "ТТК" среди юридических лиц на территории Алтайского края увеличилось в два раза и на конец года составило около 400 организаций, среди которых крупнейшие предприятия региона — "Бийский котельный завод", "Алтай-Кокс", "Алтайский шинный комбинат", администрации Алтайского края и Барнаула. Рост абонентской базы произошел в том числе благодаря началу оказания услуг компанией "ТТК" в новых торговых и бизнес-центрах.
"Сибирские сети" за последние полгода подключили около 300 юридических лиц, а клиентская база "Билайн Бизнес" (Барнаульский филиал "ВымпелКом") в крае за 2011 год выросла на 10%. "МегаФон" предоставил данные о росте на 10 тыс. sim-карт за год. Прирост абонентской базы, по данным операторов, происходил за счет подключения организаций госсектора, сельхозпредприятий, индивидуальных предпринимателей и др.
Судить о тарифах в корпоративном сегменте ШПД можно также только по данным самих компаний, потому что в сотрудничестве с бизнес-клиентами чаще всего практикуется индивидуальный подход. По данным большинства провайдеров, цена на доступ в Интернет для бизнес-клиентов в регионе хотя и снижалась, но незначительно. По оценке "ТТК-Западная Сибирь", на 7–10%.
Самыми востребованными услугами связи у бизнес-клиентов остаются телефония и доступ в Интернет. Все чаще обе услуги подключают пакетом у одного оператора. Создание корпоративных сетей, номер единой справочной 8-800, выделенные каналы связи рассматриваются скорее как дополнительные сервисы и интересуют небольшое количество компаний. Мобильные операторы отмечают рост в сегменте M2M (навигация и другие сервисы, в основе которых лежит обмен данными между машинами). По словам Анатолия Захарова, директора по корпоративному бизнесу Барнаульского филиала "ВымпелКома", решения M2M являются драйверами роста рынка.
Представители провайдеров отмечают, что все перечисленные тенденции — медленное снижение цен, рост интереса к пакетным предложениям, расширение сетей и усиление конкуренции — получат развитие и в текущем году.
Сегодня корпоративный клиент разобрался в Интернете как услуге, попробовал ее и поэтому повышает требования как к качеству предоставляемой услуги, так и к набору сервисов. Эта тенденция будет сохраняться и в 2012 году.
Стабильная работа канала, возможность организации VLAN (виртуальная локальная сеть. — Прим. "ВД"), гарантированная пропускная способность. Цена на доступ в Интернет за прошлый год для нас практически не изменилась, хотя мы и поменяли провайдера.
Мы изначально подключили безлимитный Интернет и с тех пор ничего не меняли. Дополнительные услуги мы не подключали. Бесплатные зоны Wi-Fi наши арендаторы оборудуют самостоятельно, если хотят дополнительно привлечь клиентов.
Самое важное для нас в сотрудничестве с провайдером — это стабильное качество связи. Для работы нам нужен безлимитный Интернет, кроме того, провайдер предоставляет нам услугу по объединению офисов в одну сеть посредством своего оптоволокна. В частности, это касается салонов на пр. Калинина и в поселке Южном. Надо сказать, что цены за подключение устанавливаются индивидуально для каждого клиента. В процессе переговоров запрашиваемую сумму можно снизить.