Как кандидаты в президенты ведут кампании в Алтайском крае

февраль 29, 2012

Предвыборные кампании кандидатов в президенты РФ почти завершены. Нельзя сказать, что претенденты на высокий пост и их штабы проявили огромную фантазию, пытаясь завоевать голоса избирателей. Они делали ставку на проверенные приемы. Впрочем, один из таких методов – общение кандидата с избирателями – почти обошел стороной Алтайский край, равно как и многие другие регионы. Кандидаты в основном сконцентрировали усилия на теледебатах. Однако говорить, что в крае никто ничего не делал, было бы неправильно – стандартная в таких случаях работа с избирателями велась. "Свободный курс" рассказывает, как кандидаты работали в нашем регионе и почему они не заглянули к нам.

Выборы в Барнауле.
Михаил Хаустов

Не хватило времени

Единственным из пяти кандидатов, кто побывал в Алтайском крае, стал премьер-министр РФ Владимир Путин, отказавшийся от участия в теледебатах. Он посетил регион 21 февраля в рамках предвыборного турне по Сибири и Дальнему Востоку. Премьер обсудил вопросы социального и финансового обеспечения с алтайскими полицейскими, встретился с руководителями 18 предприятий края. В федеральном штабе Путина уверяют, что не в курсе графика его предвыборных командировок, и подчеркивают, что "он посещает регионы не как кандидат, а как председатель правительства" и все поездки носят "исключительно рабочий характер".

Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов изо всех регионов Сибири на этот раз посетил только Омскую область. Руководитель центрального аппарата партии Руслан Татаринов пояснил, что визит на Алтай был отменен, так как график поездок по регионам пришлось сократить как менее приоритетное направление по сравнению с теледебатами. Лидер ЛДПР Владимир Жириновскийтоже все силы бросил на дебаты, региональных поездок в плане кампании было очень мало – однодневные визиты в Подмосковье и некоторые "не объезженные" в думской кампании регионы. По словам сотрудника центрального аппарата ЛДПР Олега Черных, в Сибирь Жириновский не поехал, поскольку был здесь во время думской кампании. Алтайский край он посетил летом 2011 года.

Не вошел Барнаул и в график предвыборных поездок лидера КПРФ Геннадия Зюганова– опять же, как пояснили в его федеральном штабе, из-за того, что в приоритете – теледебаты. Михаил Прохоров побывал в Новосибирской области и Красноярском крае, но до Алтайского края не доехал. Руководитель предвыборного штаба Прохорова Антон Красовский пояснил, что на Алтай "просто не хватило времени". При этом в штабах всех кандидатов заверили, что жителям края "ни в коем случае нельзя" делать выводы, что регион является электорально неинтересным или непривлекательным.

Одинаковый набор

Предвыборные штабы Сергея Миронова, Владимира Жириновского и Геннадия Зюганова и на федеральном, и на региональном уровне сформированы на базе партийных структур. Кампании на местах финансируются через федеральные избирательные штабы, в регионах работу координируют отделения партии, однако они не несут почти никаких расходов. У самовыдвиженца Михаила Прохорова опоры в виде партии нет, его кампания основана на энтузиазме сторонников: в региональном штабе кандидата заверили, что практически все они работают как волонтеры. Владимир Путин, официально выдвинутый "Единой Россией", кампанию тем не менее ведет через так называемый "народный штаб", который в крае возглавляет депутат АКЗС главврач краевого онкодиспансера единоросс Александр Лазарев. "Региональное отделение ”Единой России” в предвыборной кампании Путина не участвует", – заверили в отделе агитации и пропаганды партии.

Одним из главных инструментов кампании все кандидаты выбрали теле- и радиодебаты, которые проходят не только на федеральном, но и на региональном уровнях. В крае – в эфире телеканалов ГТРК "Алтай" и "Катунь-24", радиостанций ГТРК "Алтай" и "Катунь-FM". Кандидатов представляют их доверенные лица.

"Народный штаб" вместе с профсоюзами организует митинги в поддержку кандидата. Основным направлением работы провозглашены встречи с избирателями. Коммунисты, по словам второго секретаря Алтай­ского крайкома КПРФ Ивана Шевченко,регулярно организуют встречи с населением, поездки по городам и районам края. Встречи с избирателями, пикеты и другие публичные акции активно проводят и справедливороссы. Через общественные приемные работают штаб Прохорова и "народный штаб" Путина.

Наружную рекламу штабы используют по-разному. В крае размещено около десятка билбордов Жириновского. В Барнауле – пять рекламных щитов Зюганова, несколько сотен более скромных баннеров с его изображением, изготовленных еще для думской кампании, вывешены в селах и городах. По количеству и частоте сменяемости билбордов своих конкурентов уверенно обгоняет Владимир Путин. Информацию об их количестве "народный штаб" не предоставляет. "Наружкой" в крае совсем не пользуются штабы Михаила Прохорова и Сергея Миронова. Как говорят эсэры, этот рынок монополизирован и административно зависим, и потому прорваться на рекламные поверхности почти невозможно.

Все штабы также заняты распространением печатной продукции. Коммунисты раздают посвященные Зюганову выпуски газет "Правда" и "Голос труда", буклеты, листовки, карманные календари. Всего на регион выделено около миллиона экземпляров агитпродукции. Справедливороссы распространяют партийную газету с биографией Сергея Миронова, брошюры с его предвыборной программой (их для края выделено более 70 тысяч экземпляров). Агитаторы ЛДПР распространяют брошюры и спецвыпуски партийной газеты, посвященные Владимиру Жириновскому. Данные о тираже, говорят в краевом отделении, – закрытая информация.

– Брошюры  и листовки с предвыборной программой Михаила Прохорова, значки с его портретом сторонники кандидата распространяют из рук в руки, по личным контактам, – рассказал руководитель предвыборного штаба кандидата в регионе Константин Малышев.– На край выделен небольшой тираж агитпродукции – ниже, чем спрос.

В кампании Владимира Путина печатная агитпродукция практически не используется, "только небольшое количество брошюрок", – говорит г-н Лазарев.

Факт

Интернет как канал агитации в крае мало популярен. Интернет-направление работы есть в штабе Зюганова. Наиболее же активно возможности Сети используют прохоровцы: кандидата рекламируют через рассылку агитматериалов, через сообщества в блог-платформах и социальных сетях, с помощью недавно созданного сайта.