март 9, 2012
"Дайте нашим гаражам жить!", "Александр Богданович, не отнимайте у меня гараж!" – с такими лозунгами в конце февраля на улицы вышли члены одного из барнаульских гаражных кооперативов. 550 владельцев гаражей считают, что их несправедливо лишили земельного участка и заставляют переезжать на пустырь. Районные власти утверждают, что люди виноваты сами: в свое время они не поторопились приватизировать землю под "ракушками". Почему в подобной ситуации могут оказаться и другие владельцы гаражей?
Члены кооператива дважды выходили митинговать против сноса своих гаражей.
Олег Богданов
В феврале 2012 года члены потребительского временного гаражного кооператива № 1 (ПВГК № 1), который расположен на Северном Власихинском проезде, узнали, что на месте их "ракушек" собираются возвести гаражные комплексы.
– Нам даже не сообщили, что кто-то собирается арендовать землю под нашими гаражами и что-то строить, – возмущается Сергей Извеков, председатель ПВГК № 1. – О том, что нас выселяют, мы узнали случайно только в конце января, когда пришли платить за аренду земли. Оказывается, новые арендаторы уже два года оформляли документы, а нам власти ни слова об этом не сказали!
Новым арендатором стал "Алтайский завод металлоконструкций" (АЗМ), который еще в 2009 году заявил о желании построить гаражные комплексы на территории квартала 2003а. В ноябре прошлого года завод подписал договор с краевым управлением имущественных отношений об аренде участка на Северном Власихинском проезде сроком на три года.
По словам Евгения Тафинцева, директора компании "Алтайсоюзстрой" (официальный представитель АЗМ), планируется возвести два трехэтажных гаражных комплекса, каждый на тысячу мест. Строительство начнется уже весной.
В администрации Индустриального района знают эту историю и считают, что владельцы гаражей сами оказались нерасторопны. По словам Александра Алексеенко, замглавы Индустриального района, до 2007 года, пока землей еще распоряжалась городская администрация, членам кооператива неоднократно предлагали приватизировать землю под гаражами, но попыток ее оформления не последовало.
Сергей Извеков утверждает, что за три последних года, пока он возглавляет кооператив, неоднократно пытался оформить землю, но ему советовали "обувь не топтать" и бросить эту затею.
По словам Виктора Клепикова, председателя Федерации автовладельцев России, подобные ситуации в Барнауле и других городах края не единичны. Клепиков – сам много лет председатель гаражного кооператива и рассказывает, что оформление земли в собственность – головная боль для всех владельцев гаражей.
– Приватизация стоит немалых денег, а времени на нее нужно потратить еще больше, – говорит Виктор Клепиков. – Сейчас мы как раз занимаемся оформлением документов на землю под гаражами. Наш кооператив создан в начале 70-х годов, и в БТИ не смогли найти документов на него, поэтому нам предлагают только годовую аренду. Это нас не устраивает. В любой момент может появиться такой же застройщик, и наш кооператив попросят удалиться.
Виктор Клепиков отмечает еще одну проблему – дефицит специалистов, которые могли бы оказать владельцам гаражей помощь в приватизации земли. С этим согласна Лариса Шарафутдинова, директор агентства недвижимости "Городъ": процесс оформления порой затягивается на многие месяцы, и не всегда собственники могут найти квалифицированных юристов в этом вопросе.
Нередко за консультацией по вопросу оформления земли хозяева "ракушек" обращаются в краевое управление Росреестра.
– Чаще кооперативы оформляют землю в аренду, – рассказывает Людмила Докукина, начальник отдела регистрации прав на земельные участки краевого направления Росреестра. По словам специалиста, оформление участка в собственность – более сложная процедура. Для этого необходимо одновременное обращение всех членов гаражного кооператива в ведомство, которое предоставляет земельные участки.
Игорь Карпочев, директор агентства недвижимости "Держава", отмечает, что проблемы с оформлением земли приводят к тому, что в некоторых районах города уже сложился дефицит гаражей.
В связи с этим Виктор Клепиков видит еще одну проблему:
– Барнаул идет по стопам Москвы. Из-за дороговизны и дефицита гаражей многие автовладельцы стали оставлять свои машины на улице, надеясь на сигнализацию, милицию и честность граждан. Это большой минус для города и его жителей. Проезды, проходы и дворы по ночам загромождены машинами, что затрудняет проезд спецтехники в экстренных случаях.
Владельцам гаражей эксперты советуют как можно быстрее начинать оформлять землю в собственность, иначе кто-нибудь сделает это раньше и тогда бороться за участок будет почти бесполезно.
Правда, члены ПВГК № 1 не опускают руки и обещают за свои "ракушки" встать грудью. Но, видимо, это вряд ли им поможет. По закону их стальные гаражи являются объектами некапитального строительства, а под них земля предоставляется только в аренду на срок не более одного года.
Впрочем, власти предлагают выход из ситуации. О нем на встрече с членами кооператива рассказал Александр Алексеенко:
– Есть генеральный план развития города, в котором данный участок запланирован под капитальное строительство гаражных комплексов, поэтому так или иначе место придется освобождать. У нас в районе обозначен участок, куда перемещаются все гаражи частных лиц. Это район завода синтетического волокна, или иначе Сухой лог.
Для начала членам кооператива надо обратиться в Многофункциональный центр Алтайского края (МФЦ), где подробно разъяснят, какие документы необходимо представить для оформления земельного участка в аренду или собственность. После завершения всех процедур с оформлением земли в краевом управлении имущественных отношений договор купли-продажи или аренды необходимо зарегистрировать в Росреестре по Алтайскому краю. Процесс оформления вряд ли будет быстрым – многие кооперативы тратят на оформление земли не один месяц.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса члены гаражного кооператива имеют приоритетное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.