март 11, 2012
В редакцию заглянул читатель Александр Михайлович Устинов. С собой он принес карту, нарисованную от руки. Это был чертеж квартала, где располагалась Дунькина роща, рядом с которой он прожил много лет и свидетелем исчезновения которой он стал.
В 1940-х годах Александр Михайлович вместе с родителями приехал в Барнаул. Отец его был военным, поселилась молодая семья в деревянном одно-этажном доме. Кроме них – еще пять семей. Александр Устинов вспоминает: "С парадного входа жила семья пьяниц. У них было две дочери, и мать обучала их бранным словам. Свои навыки они оттачивали на мне — обзывались. Моя мама меня успокаивала: "Не обращай внимания, это другой мир".
В современном Барнауле до недавнего времени на этом месте располагался ресторан "Мехико", который снесли в декабре 2011 года. Кстати, дом, где проживала семья Устиновых, до революции принадлежал служащему костела, который находился рядом. Сейчас это аптека № 1, но облик здания и сегодня выдает в нем католическую церковь. Отметим, в 1940-е годы микрорайон, ограниченный "квадратом" современных улиц Димитрова, Чкалова и проспектами Ленина и Комсомольским, был довольно пустынным местом. Деревянные строения виднелись лишь вдоль Ленинского проспекта, охранная зона ГСМ и аэроклуб составляли застройки на проспекте Комсомольском. Вдоль улицы Чкалова встречались одно- и двух-этажные жилища. Дом № 42 на пр. Ленина будет построен лишь в 1960 году, расположенный рядом медицинский университет – тремя годами позже.
Если мы углубимся в квартал 1940-х годов, то ничего, кроме обилия песка и сосен, мы не увидим. Из "достопримечательностей" того времени отметим холм, с которого зимой местные жители катались на лыжах, за ним – просека через рощу, ведущая "на Чесноковку" (современный Новоалтайск. – Прим. ред.). Возле аптеки в те годы располагалось кафе "Голубой Дунай". Александр Устинов рассказывает, что в этом кафе частенько проводил вечера его отец. Если посиделки затягивались, мать посыла сына за отцом. Само здание было одноэтажное, с резной верандой.
Дунькина роща была широкая, при этом дикая. Александр Михайлович вспоминает: "В детстве мы верили, что в роще живут скакунчики, которые остались там после революции. Они прыгают с деревьев и грабят обозы". Вообще, многие, кто помнит "ту Дунькину рощу", отмечают, что ходить по ней в темное время суток было страшно. Особый разговор о почве. Она была песчаная и более походила на барханы. "Ходили через Дунькину рощу пешком, песка много было. Поэтому всегда с собой носили платок – протирать туфли перед торжественным событием", — говорит Александр Устинов. Местные жители вспоминают, что в годы войны здесь сажали картошку – песка много, корни от сосен большие, приходилось в каждую лунку вместе с картофелиной бросать горсть земли.
Некоторые барнаульцы считают, что сосны Дунькиной рощи спилили в войну. По другой версии, деревья медленно погибли от возросших выхлопных газов: автомобилей в городе становилось все больше и больше. Александр Михайлович помнит, что сосны начали активно вырубать в 1961–1962 годах. После того как был построен политехнический институт, возле него еще оставалось несколько сосен. Потом погибли и они.
По свидетельствам сотрудников АлтГТУ, сосновой рощи на месте нынешнего вуза в 1953 году уже не было, как и сегодняшних корпусов вуза. Здесь были песчаные барханы, а там, где сейчас возвышается памятник Ползунову, стояло несколько хижин, наполовину вросших в землю. В 1963 году приступили к строительству нового корпуса, тогда же преподаватели вместе со студентами заложили сад, который сегодня расположен рядом со "сковородкой". Сейчас сохранилась всего одна сосна – свидетельница того, как исчезала роща. Она расположена недалеко от аптеки-костела.
"Историю забывать нельзя", – считают на факультете инновационных технологий машиностроения АлтГТУ. В марте 2011 года факультет и учащиеся гимназии № 42 начали совместную акцию, направленную на восстановление фрагмента городской Дунькиной рощи. Важно понимать, что восстановить рощу в ее исторических границах уже невозможно: территория практически полностью застроена, но даже там, где застроек нет, – лежит асфальт. В итоге максимум, на что можно рассчитывать, — возле политеха появятся новые сосны, но станут они в лучшем случае лишь аллеей. Но организаторы уверены: даже небольшая сосновая аллея, берущая свое начало от одной из сохранившихся до наших дней двух сосен той Дунькиной рощи, будет напоминать об историческом месте нашего города, с которым связано немало событий и легенд.
Роща, которую позже стали именовать Дунькиной, в XIX веке считалась окраиной Барнаула. Мысли, что она погибнет, высказывали еще в XX веке. К примеру, в акте от 28 апреля 1927 года, направленном на имя заведующего Барнаульским ГорКомХозом, значится: "Зеленые насаждения под названием "Дунькина роща" находятся в самом неблагоустроенном виде: вытаптывается почва, имеются в наличии свалки нечистот, площадь изрезана проездными дорогами, производится обучение воинских частей, не ограждена. Все указанные явления способствуют уничтожению травяного покрова, корней, что ведет к гибели деревьев. Комиссия считает необходимым в целях сохранения данную рощу оградить изгородью и поставить охрану, разбив там парк общественного пользования".
Уже 30 апреля 1927 года заведующий подотделом благоустройства Казаков подаст докладную, в которой приведет сумму, что может понадобиться на строительство того самого ограждения: "Я считаю нужным обратить ваше внимание на катастрофическое состояние этой рощи и близость ее гибели. Грубое сметное соображение о стоимости ограждения рощи: длина забора 1 273 пог. метра. Итого нужно 7939 рублей 85 копеек". Денег не нашлось, ограду так и не возвели. В годы Великой Отечественной войны рощу огородили, но по другой причине: там расположился военный городок со стрелковым тиром, охраняемой зоной ГСМ, аэроклубом.
Дорогие читатели! Барнаул очень быстро меняет свой облик: вырастают целые кварталы, сносят старые здания, на их месте возникают современные торговые центры. Но наш город таков, каким его помним мы. Давайте вместе составим карту тех мест, которые нам дороги, в которых прошло наше детство и юность. Принимаем ваши рассказы и фотографии. Звоните нам: 26-50-42, пишите: rogonova@altapress.ru, шлите sms: 8-960-937-9909.