У барнаульца Сергея Горковенко есть ритуальная маска смерти народа бенин

март 15, 2012

Мода на экзотику была всегда. Стать на время членом африканского племени – бить в там-там и носить ритуальные маски – можно даже в нашем городе. Барнаулец Сергей Горковенко уже 15 лет занимается изготовлением самых настоящих африканских масок. Корреспондент "МЭ" узнала, зачем мужчина воссоздает традиционные изображения Африки и как он это делает.

Защита каннибалов

Сергей Горковенко с детства вырезал по дереву – делал гравюры. В зрелом возрасте на разделочной доске из кедра мужчина изобразил грифона – смесь птицы и зверя, символизирующего мудрость и вечность в славянской мифологии. Потом случайно увидел в журнале африканскую маску народа маори. Понравилась, решил сделать.

– Традиции этого народа могут показаться дикими. Например, типичным явлением для маори был каннибализм – в прошлые века они съедали своих пленных. Маори верили, что сила врага перейдет к тому, кто его съедает. Маска изображается с высунутым языком – это знак победы человека над силой тьмы, ее смерть, – говорит Сергей.

Маори были уверены, что, скрываясь за маской, они в безопасности, ведь злой дух не видит их лица и не сможет навредить.

Предки экпо

И с тех пор Сергей делает копии настоящих африканских масок. Специально ходит в библиотеку, ищет информацию, изучает. Так получилась еще одна маска.

– Эта маска нигерийского народа экпо, она является одной из самых сильных изображений для них. Само слово "экпо" означает "дух". По поверью, предки незримо управляют своими общинами. Принято считать, что они вселяются в человека в маске и через него "ведут" своих потомков по жизни, – поясняет Сергей Горковенко.

Маска этого тайного общества изображается с приоткрытым ртом, чтобы духи во время ритуалов могли входить и выходить через него. А также маску обязательно чем-нибудь украшали, чтобы не навлечь на себя гнев.

– Члены экпо убеждены, что неповиновение воле предков вызывает несчастья: бесплодие, смерть детей, рождение в семье только девочек, болезни, многое другое, – говорит Сергей.

В последний путь

Также барнаулец воссоздал ритуальную маску смерти народа бенин. Оригинал еще в XIX веке привезли в Парижский музей, и она до сих пор находится там. На ней изображены черты лица умершего члена племени. Ее делали индивидуально для каждого человека.

– В зависимости от ранга к маске добавлялись разные детали. Например, изображение черепов сверху означает, что владелец был племенным правителем или шаманом, и он обладает магическими силами. Хоронили его с маской на лице, – рассказывает мужчина.

Еще Сергей сделал копию маски народа гуруа "Африканская Афродита". Она предназначалась для погребения девушки.

– Название маски придумали европейцы, когда приехали покорять Африку. Из-за изображенной на ней кокетливой улыбки маску и сравнили с греческой богиней любви и красоты, – добавляет Сергей.

Рога в помощь

В коллекции у Сергея сейчас уже более 30 масок. Все они разные, но связывает их одно – предназначение. Все призваны отгонять злых духов, поэтому их и делают страшными и красочными, чтобы, испугавшись, нечистая сила отступила от дома.

– Маска народа бамбара изображается с рогами – это символ защиты от темных духов. Африканские танцоры выступали в этой маске, чтобы избежать опасностей, неудач, неблагосклонности богов, – объясняет автор работы.

Имеется у барнаульца оберегающая цветная маска почти в рост человека. Она помогает на охоте от неожиданного нападения хищников. По словам Сергея, зверь, видя, что человек выше него, не набросится. По этой же причине такие маски давали маленьким детям, когда они выходили на прогулку.

Асимметрия Ивана Грозного

Так как Сергей по образованию историк, помимо африканских масок он заинтересовался изготовлением русской, изображающей Ивана Грозного. Он сделал ее по методике Герасимова, который воссоздал внешность царя по останкам черепа.

– Выяснилось, что у Ивана IVбыла выраженная асимметрия лица – левый глаз значительно больше правого, нос тяжелый, рот тонкий. Ко времени смерти – к 54 годам – он стал уже стариком, лицо его было покрыто глубокими морщинами, под глазами – огромные мешки, – рассказывает Сергей.

Лицо у Ивана Грозного зауженное, подбородок мужественный – эти особенности можно увидеть в маске, сделанной барнаульцем.

Боцман и лоцман

Но в коллекции у Сергея не только маски. Есть, например, деревянный боцман. Сейчас идет работа над статуэткой лоцмана, по словам барнаульца, это будет пара друзей.

Как-то он нашел в лесу корень дерева, на верхушке которого угадывалась голова орла. Мастеру ничего не пришлось с ним делать, он всего лишь подрезал клюв и основание, чтобы можно было поставить.

– Я посчитал, что сильные изменения только испортят природную красоту, – рассказывает Сергей.

Конечно, маски он делать не перестал. Уже сейчас кипит работа над очередной идеей мастера. По словам мужчины, это будет необычная маска – с тремя головами, каждая символизирует разные эмоции: злость, радость и грусть.

Сергей дарит маски родным и друзьям. Остальные его работы развешаны в комнате и занимают всю стену. К ним домочадцы уже привыкли.

– Каждая маска устрашающая, иногда уродливая (в этом случае это идеальная маска). Но даже те из них, которые предназначены для посмертного ритуала, за столько лет жизни бок о бок не кажутся семье пугающими, – объясняет автор работ.

Сын Сергея будучи маленьким спокойно играл с масками – не боялся их. А повзрослев (в 10 лет), стал пробовать делать собственные изделия из дерева.

Сделай маску сам!

Маски изготавливают из разных материалов. Лучше всего смотрится кедр, хорошо использовать клен, лиственницу, сосну.

– Берешь чурку, например клена, рубишь пополам, получается полуцилиндр. Это нужно, чтобы маска была объемной, и при желании ее можно было надеть. Дальше начинаем вырезать глаза, нос, рот, другие детали, необходимые для воссоздания той или иной маски. Самый трудный этап – шлифовка. Чем тщательнее ее провести, тем красивее получится. После этого зачищаем всю поверхность наждачкой, покрываем морилкой. И маска готова, – рассказывает мастер по дереву.

Светлана Назарова