март 20, 2012
Максим Герасимюк
Олег Богданов
Хочется задать вам совершенно простой вопрос: что это за город — сегодняшний Барнаул? Можно, конечно, удовлетвориться ответом "он — разный". Но то же самое можно сказать про любой другой населенный пункт. Важны фишки. Москва — самый дорогой мегаполис и древняя столица. Питер — колыбель революции и, как спел Шевчук, "отпрыск России, на мать не похожий". Новосибирск — столица Сибири и транспортный узел. Томск — студенчество. А в чем привлекательность брэнда "Барнаул"?
С каждым годом столица края меняется содержательно и внешне, и внутренне. Все мы замечаем, как набирает силу торговый капитал, который уже задвинул на второстепенный план промышленность. Торговые центры открываются пачками. Но вспомните, когда в Барнауле последний раз перерезали ленточку на каком-нибудь заводе? Когда открывали не среднее по размеру предприятие, а именно промышленный гигант? Такого нет и уже, наверное, никогда не будет. "Мария-Ра" является крупнейшей компанией не только нашего города, но и всего края. И с этим фактом нужно считаться.
Еще один известный штамп: "Барнаул — столица аграрного края". Действительно, это так. Но в чем маркетинговая ценность такого звания? Хорошо, что у нас постоянно проводятся профильные выставки и конференции. Они закрепляют статус аграрного лидерства всего региона. Но для города этого недостаточно. Если бы, к примеру, в Барнауле была своя пешеходная улица с расположенными на ней музеями алтайского сыра, хлеба, меда, облепихи и пр., то в этом случае привлекательность города могла бы быть выше. Другой вопрос — есть ли сегодня потенциал создать подобные музеи? Ведь тот же музей шоколада в Кельне создавался еще в XIX веке на базе одной из местных фирм.
Какие еще могут быть варианты? Власти Барнаула задумались о туристической составляющей городского брэнда. Скажу честно, в этот потенциал не очень-то верится. Шедевров мировой культуры или истории в наших музеях нет. Театра "Ла Скала" или Венского симфонического оркестра — тоже. А после запланированной реконструкции бийского аэропорта воздушные ворота в Алтай туристический переместятся именно туда. И Бийск с его действительно историческими ценностями имеет гораздо больше шансов привлечь внимание транзитных пассажиров, чем Барнаул.
Возможно, Барнаул вполне мог бы считаться образовательным центром Сибири. Так иногда и указывают в отдельных источниках. В одном только классическом университете обучаются 18 тыс. студентов, еще в "политехе" примерно столько же. Мы уже почти зацепились за получение возможного статуса международного вуза — РАГУ. Но это все — в туманном будущем. Действительность же такова, что при наличии золотой медали и высокого результата по ЕГЭ молодой человек скорее отправится куда-нибудь в НТУ или ТГУ.
Да, Барнаул — это вам не Лас-Вегас. И не какая-нибудь Венеция. Но очень скучно и банально именоваться просто "административным центром". В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года про главный город сказано следующее:
Барнаул, обладающий крупными вузами, специализируется на подготовке высококвалифицированных кадров, а также разработках в области медицины и АПК, промышленных инновациях (химическое производство, приборостроение, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, технологии сверхтонкого измельчения материалов, производство строительных материалов).
Звучит все это не очень убедительно. Особенно про инновации. Может быть, после создания Барнаульской агломерации у нас появятся территории для решения более важных брэндинговых муниципальных задач?
В ближайшее время газета "Ваше дело" планирует открыть серьезную дискуссионную площадку на тему развития города. Этот проект мы намерены реализовать совместно с компанией "ASBA-консалтинг". Хочется пригласить к дискуссии все заинтересованные стороны: руководителей самых различных предприятий, ученых и преподавателей вузов, общественные объединения. Все-таки интересно, чем для всех нас является Барнаул? Просто уютным городом на юге Западной Сибири или чем-то более важным?