март 27, 2012
"БССШПНС МВД СССР ГОУ ВПО БЮИ МВД России" – это был мой любимый рекламный баннер в Барнауле. Теперь таких уже не делают…
Андрей Никитин
Олег Богданов
Да, еще в прошлом году висел он прямо на Ленинском проспекте, в самом центральном центре города, радовал глаз, а теперь на этом месте, увы, уже не то. Сменили рекламу в БЮИ. Зато рядом на другое здание они еще одну повесили – накидали разномасштабных фигурок, жестко вырезанных из разных фотографий – тут тебе и машина полицейская, и молодые курсанты, и пожилой дяденька в летней форменной рубашке с погонами, и кто-то в каске… И так умильно вся эта полицидиллия из-за прутьев забора выглядывает на мир, и так радостно приветствует барнаульцев.
Пройди чуть выше по Ленинскому, там же из окон техникума на нас смотрят прямо-таки пасторальные личики учащихся. Все это мило обработано на компьютер – добавлены тенюшки, рамочки, красивенькие буквочки. Паренек или девушка, сдававшие разработкой этой домашней рекламой зачет по компьютерной грамотности, заслуженно получили отметку. Думаю, архитекторы Барнаула тоже могли бы выделить самородкам какую-нибудь премию за украшение главной улицы столицы Алтайского края. Или краевой комитет по культуре, например. Не оскудела же земля!
Но ведь не только "на дому на коленке" делают такие плакаты с красивостями. Профи тоже глаза радуют пестреньким.
Вот я думал, отчего так? Что людей заставляет загромождать рекламные площади массой ненужных деталей, буквально ногами туда впихивать – изображение, врезанные в изображения, буквы, покрашенные, затененные и обведенные, восклицательные знаки, баблы, взрывы и как можно больше бьющих красного, желтого, оранжевого? И тут как-то прочитал версию о том, что, мол, итальянца и учить-то прекрасному не надо, у него "глаз воспитан". Поэтому среди них так много хороших дизайнеров. Мол, наши учатся, учатся в художественных школах, художественных училищах, на дизайнерских факультетах, на специальных курсах, а этим с детства дано многое. Вышел на улицу – и там от античности до современности, все тебя воспитывает, все тебя наставляет. Да, и образование не помешает, но раз ты с детства видишь бесплатно шедевры, раз "застывшая музыка" у тебя звучит классикой, то и вкус твой уже подготовлен для того, чтобы лишнего, по крайне мере, не наделать.
Где-то уже в колонке писал, что, мол, раз архитектура – это застывшая музыка, то насвистите мне Сулиму или Солнечную поляну. Что я там видел с детства? Однотипные дома – как у всех. Если этот дом как-то надо выделить, то его можно просто переверстать – сделать не 9 этажей, а 10. Или лесенкой поставить – 7,8,9,10. Или свернуть прямоугольник в букву "П" или "Г". А так – блоки окно, блоки балконов. Ну, можно еще балконы покрасить. Или оконные блоки разрисовать. Вот такие дизайнерские приемы мы видели с детства. Воспитывались на них. А потом – бац, и буквы балкончиками, балкончиками. Стандартненько, как у всех, но, чтобы выделиться – мы на них краски не пожалеем. Ну и если рекламодатель хочет, чтобы как у всех, но оригинально, мы ему картинку буквой "Г" загнем или ступеньками обрежем. И, вроде, цвета другие, слова иные, а все также, одинаково.
И только вот сегодня барнаульские юные художники из года в год сидят у одних и тех же старинных зданий, и рисуют то, что из настоящей "застывшей музыки" у нас осталось. Ну не у ЦУМа же сидеть, правда?
Да, надо было людей из землянок и коммуналок в отдельные квартиры вывозить. Да, были трудности у государства. И никто тебе о таком вот дизайнерском будущем думать был не обязан. И также можно сказать о сегодняшнем дне, ну ведь вкус не только у дизайнеров воспитывался, но и у рекламодателей на том же. Откуда им другой-то взять? Отстань, мол. Да я-то и не пристаю, я вообще так к главному архитектору тут обращаюсь – вы-то должны видеть, куда вся эта украшенческая муть ведет…
Впрочем, у Барнаула опять нет главного архитектора, Сергей Черепанов ушел, а место это снова вакантно.