апрель 11, 2012
Как уже сообщалось, президент РФ Дмитрий Медведев инициировал внесение существенных корректив в законопроект о возвращении прямых губернаторских выборов - муниципальный фильтр по отбору кандидатов, предваряющий президентский.
Кандидаты для того, чтобы зарегистрироваться, должны будут получить поддержку муниципальных собраний депутатов: каждый депутат сможет поддержать кандидата лишь от одной партии, достаточный для "прохождения в кандидаты" процент депутатских голосов должны будут установить сами регионы.
Оппозиция встретила эти инициативы в штыки, а эксперты отмечают, что введение дополнительного фильтра поможет искусственно сократить число претендентов на губернаторское кресло.
Altapress.ruспросил у представителей региональных отделений парламентских партий в Алтайском крае, какие плюсы, минусы и риски они видят в "муниципальном фильтре".
Борис Трофимов, руководитель алтайских единороссов.
Анна Качурина
Плюсы очевидны. Это позволит отсеять случайных людей, избежать таких ситуаций, когда на пост губернатора баллотируются городские сумасшедшие. Кандидата в губернаторы должны знать на территории региона. Встречи с муниципальными депутатами, знающими проблематику своих территорий, позволят и ему лучше знать специфику работы.
Вопрос в том, сколько процентов необходимо для поддержки кандидата. Пусть это будет, например, 10% от численности всего депутатского корпуса, в крае это около 880 человек. Я сейчас не готов говорить о том, какой должна быть эта планка. Стоит сделать обязательным рассмотрение кандидатур в представительном органе столицы региона, в сельских территориях. При голосовании в представительном органе, думаю, достаточно будет простого большинства.
С одной стороны, такой фильтр может мотивировать партии на активную работу на муниципальном уровне, в перспективе повысит интерес партий к муниципальным выборам. Но огромный подводный камень этой инициативы состоит в том, что муниципальный уровень очень сильно подвержен манипуляции, административному давлению, "народные избранники" сильно зависят от административного ресурса. И на практике мы, скорее всего, увидим механизм, который просто не позволит выдвинуться некоторым кандидатам. Муниципальный фильтр превратится в запретительную меру и станет еще одним поводом не пускать оппозиционные партии в местные представительные органы. Владислав Вакаев.Анна Качурина
Попытки реформирования политической системы - это полумеры. Все эти "фильтры", запрет на создание блоков и так далее - все это показывает, что власть боится, вдруг оппозиция отнимет у нее занимаемые позиции. Какие могут быть фильтры, если это прямые всенародные выборы? Если же все-таки вводить какие-то фильтры, то для того, чтобы отказать кандидату с судимостью, например, а не для того, чтобы разрешить участие в выборах "кому нужно". Михаил Заполев, депутат АКЗС, фракция КПРФ.Анна Качурина
Я к этой идее отношусь отрицательно. Думаю, это резко снизит шансы на выдвижение кандидатов, баллотирующихся не от партии власти. Ведь во всех муниципалитетах абсолютное большинство депутатов - единороссы. И как через этот "муниципальный фильтр" может пройти человек, выдвинувший кандидатуру не от "Единой России", не связанный с властью? Андрей Щукин, депутат АКЗС.Олег Богданов