апрель 12, 2012
Папа, мама, я – больше не формула счастливой семьи. В мире набирает силу движение чайлдфри, приверженцы которого вообще не хотят иметь детей. "Бездетные, но счастливые" – вот их девиз.
Корреспондентам удалось поговорить с руководителем интернет-сообщества "Адекватные чайлдфри" Артуром Лояничем. Сейчас группа насчитывает более 600 членов. Это объединение не единственное. Пожалуй, если собрать всех вместе, получится целая республика. Так, кстати, и называется одно из русскоязычных ЖЖ-сообществ – "Республика чайлдфри". В тематических группах состоят люди разного возраста и профессий. А вот объединяет их только одно – они бездетные, и это навсегда.
Артуру Лояничу 29 лет. В недавнем прошлом он – житель столицы России, а сейчас – эстонский предприниматель. После переезда в Таллин в декабре прошлого года смог сравнить ситуацию в двух странах. Вывод неутешителен: "…в современной России ребенку поклоняются, хотя на самом деле на детей всем плевать".
Для самого Артура проблема неактуальна: он не собирается становиться отцом. По словам молодого человека, он понял, что не хочет иметь детей, уже в 12 лет, когда окружающие стали спрашивать, сколько он хочет отпрысков. "А мне нисколько не надо, это просто не мое", – говорит Артур. И он в этом не одинок.
– Мы – не детоненавистники – отмечает он. – Многие из нас любят маленьких детей, могут с ними нормально общаться, играть. Просто мы не хотим иметь своих.
По словам Артура, проблема еще и в том, что дети часто появляются вопреки желанию "второй половины".
Артур свои взгляды от сейчас уже жены не скрывал, и, по его словам, она поняла и приняла это. Ведь если дети получаются путем обмана, ничего хорошего не выходит. Кроме того, в России есть и церковная агитация против предохранения. По словам Артура, это тоже не выход, ведь нужно сначала обеспечить нормальный уровень жизни. А в России, по его мнению, семья совершенно социально не защищена.
Одним из активистов российских чайлдфри является 30-летний Олег Зангер из Санкт-Петербурга, инженер по работе с программным обеспечением. Он не только представляет свою позицию в Интернете, но и участвует в различных ток-шоу – объясняет, как живут добровольно бездетные люди. Как рассказал Олег корреспондентам "МЭ", часто приходилось расставаться с девушками, потому что они хотели детей. Сейчас он встречается с женщиной старше себя, у которой есть сын-подросток. Других детей она не хочет, и пару все устраивает. Как отмечает Олег, к детям он относится нормально. Например, помогает матерям с колясками зайти в подъезд. Давления со стороны родственников, типичного для добровольно бездетных, он не испытывает. Говорит, что родители рады, так как он счастлив и живет так, как хочет. А остальных просто ставит перед фактом. По словам Олега, адекватным людям он интересен сам по себе, вне зависимости от репродуктивных планов.
Барнаулец Вячеслав Корнев смотрит на проблему не только через призму жизненного опыта. Преподаватель Алтайского госуниверситета – автор книги "Философия повседневных вещей", одна из глав которой посвящена детям и детству.
Как говорит Вячеслав, обыватель главной своей задачей считает рождение, воспитание и подготовку к такой же точно жизни собственного потомства. Оставить после себя еще один генетический экземпляр – вот цель жизни.
– Тяни свою лямку, отдай обществу долги, не забудь посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка, – продолжает он. – Модель поведения одна: не озадачивайся лишними вопросами. В нашем социуме такие ответственные темы, как дети, работа, социальный долг, решаются по умолчанию: так все делают, это принято.
Поэтому, по мнению преподавателя, и возникает "чудовищное социальное давление" на тех, кто еще не проникся семейными заботами. Ведь "клонировавшие себя мещане просто не могут выносить существование безбрачных и бездетных". Как говорит Вячеслав Корнев, даже на уровне речи взрослые показывают определенное умственное отклонение: "Мы выспались", "Мы покакали", "Нам бы соску". А между тем ребенок – увеличительное стекло для разнообразных извращений и дурных наклонностей. Дети могут быть жестоки, так как у них отсутствуют механизмы ограничения и ослаблен принцип реальности. Как считает преподаватель, очень вероятно, что подлинной целью современного общества должна стать защита от детства. А именно от "стадной реакции умиления" на появление в обществе родителей с маленьким ребенком.
По мнению Вячеслава, возраст не должен быть определяющей характеристикой.
– Я хорошо отношусь к детям, – продолжает он. – Особенно когда они тянутся к творчеству, познанию, общению, искренне реагируют на любое твое слово. Критерий тот же, что со взрослыми: эгоизм, тупость, агрессивность в детях также отвратительны, но при этом более заметны.
В том, что желание иметь своих детей не возникнет никогда, Вячеслав уверен: ему "хватает и "чужих" детей".
Аналогичная позиция и у жительницы Барнаула Наталии Тишковой, корреспондента информационного агентства. Она задумалась над вопросом о желании иметь детей в 20 лет, когда стало ясно, что отношения с молодым человеком серьезные. Наталия допускает, что именно ситуация в обществе подтолкнула ее к отказу от материнства.
– Мои одноклассники, одногруппники, некоторые коллеги и просто знакомые уже обзавелись детьми, – говорит Наталия. – Это не принесло им ощущения счастья. Я постоянно слышу о том, как они устают, об испорченных фигурах и отношениях с мужьями, о недостатке времени для себя, о вынужденной и, скорее всего, бессрочной остановке в саморазвитии.
– У родителей порой не хватает времени даже на то, чтобы нормально заниматься малышами. В магазинах и поездах, на улице или на концерте – везде можно найти кричащих и капризничающих детей, а зачастую и мамочек, потакающих такому поведению. А ведь главная цель в воспитании ребенка – не накормить и умыть, уложить спать и выгулять, – рассуждает Наталия.
Вадим Киселев, жених девушки, поддерживает ее. Вадим считает, что генофонд нашей страны нужно пополнять не количеством, а качеством. Как говорит молодой человек, он даже не может назвать случаи, когда причиной брака была не беременность. Пара считает, что сейчас молодые семьи привыкли рожать в большей степени для своих родителей, сами же вскоре после появления ребенка хотят вернуть прошлую жизнь без забот и обязанностей. А так не бывает.
Наталия уверена, что можно быть счастливой, не имея обручального кольца и детской коляски.
Исследования уже доказали, что врожденного желания продолжить свой род у человека нет. Теория репродуктивного поведения говорит о том, что рождение детей или их отсутствие определяется таким фактором, как потребность в детях, а она, как правило, возникает под влиянием представлений общества. Сейчас, например, культивируется ценность нескольких детей. Но всегда есть люди с иными представлениями. И чайлдфри просто поставили детей на последнее место в своей иерархии ценностей. Здесь каждый человек решает сам для себя. Желание иметь детей – это не жизненно важная потребность, как, например, потребность в пище.
Азиатский авиаперевозчик Malaysia Airlines с 1 июля 2012 года введет child-free зоны в бизнес– и эконом-классе. Пассажирам с детьми до 12 лет не позволят бронировать там места. А канадская компания WestJet предлагает услугу CargoKids – дети летят в багажном отсеке. Там они могут кричать и веселиться, сколько хотят.