апрель 19, 2012
Этот"Дискуссионный клуб" посвящен анализу мнений по случаю приближающегося дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина и вероятного грядущего сноса его памятника на площади Октября в Барнауле. Почему мы так волнуемся из-за того, что пришедший в аварийное состояние, не имеющий культурной ценности монумент будет демонтирован? Ведь мы почти спокойно позволяем фальсифицировать результаты выборов, уничтожать заповедники, строить дома на месте городских скверов, закрывать сельские школы и больницы и так далее? Почему снос памятника вождю из прошлого вызвал столько споров и эмоций, ведь только на Ленинском проспекте Барнаула их три?
И в жизни другого мне счастья не надо, –
Я счастья хотел и хочу одного:
Служить до последнего вздоха и взгляда
Живому великому делу его.
1997 год |
2011 год |
|
Захоронить на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге |
37 |
40 |
Оставить в Мавзолее |
38 |
31 |
Захоронить у Кремлевской стены |
13 |
16 |
Затруднились ответить |
11 |
13 |
Опрос 1 600 россиян проведен 21–24 января "Левада-центром". Данные приводятся в % от числа опрошенных.
"Идолы" – сильное слово; здесь лучше подойдет слово "символы". Этими символами с точки зрения психологии поведения сторонники той или иной идеологии или религии помечают пространство. Когда они видят эти символы вокруг себя, они чувствуют это пространство своим. Это их успокаивает. Когда же символы трогают "чужие", люди воспринимают это как покушение на их среду обитания и на их внутренний мир.
Здесь есть и другие аспекты. Если посмотреть с точки зрения истории – у нас принято ссылаться на Европу, а там полно памятников разным диктаторам и прочим "неоднозначным" персонам. Но они давно вошли в историю и не воспринимаются так эмоционально. С Лениным не так просто, потому что еще живо воспоминание о Советском Союзе. Многие люди выросли в ту эпоху и зачастую идеализируют ее. Если смотреть с точки зрения политологии – среди сторонников левых взглядов преобладают пенсионеры, которые уже вышли из состава элит, из активной жизни и мало на что могут повлиять. У нас в стране в целом сейчас такая ситуация, что от рядовых граждан решения власти почти не зависят. Люди уже многократно в этом убедились, и этим вызваны апатия и накопление скрытого раздражения в обществе. А попытка втихую ликвидировать памятник просто вызывает эмоциональный протест.
Наконец, если говорить с чисто практической точки зрения, то, конечно, три памятника Ленину на одном проспекте – явный перебор. Художественной ценности ветшающая фигура на Октябрьской площади (как, кстати, и у здания бывшего крайкома КПСС) не представляет. Но поступить здесь следует мягко. Не надо, мне кажется, демонстративно оскорблять людей, как это делали при разорении церквей те же ленинцы-большевики. Можно просто перенести эти два памятника в менее публичное место, где поклонники Ленина могли бы за ними ухаживать. А "главный" памятник на центральной площади, как память об истории, уместно все-таки оставить.
Я так думаю, что если провести опрос, то окажется, что в большинстве случаев люди против сноса памятников вообще. По большому счету, это очередной акт агрессии, которой и так много очень в этом мире. С памятником Ленину у многих людей связаны какие-то воспоминания юности, просто глаз к нему привык и так далее. Мне, например, очень нравился памятник Дзержинскому на Лубянке. Великолепный памятник, произведение искусства.
Ломать – не строить. Сначала сносили памятники царям и ставили памятники вождям революции, потом начинают сносить памятники вождям революции и ставить царям. Через двадцать лет ситуация изменится, начнем возвращать памятники вождям. Ментальность российского народа всегда отличалась стремлением к вере. Это очень сложно выветривается; обратите внимание на такую вещь: в России уже тысячелетие христианства, а у наших праздников до сих пор сохраняются языческие элементы, настолько глубоко это сидит. И коммунизм – одна из форм вероисповедания, некоторые моменты были впрямую взяты из христианской системы ценностей. Часть людей связывает свою юность и молодость с периодом великой страны, когда было много плохого, но существовали понятия "порядочность", "честь", "совесть". И эти понятия связаны для них с определенным культом. Все это сложно, и кто-то делает на этом политическую карьеру, в это вкладывается особое значение, особое звучание, но люди, мне кажется, возмущаются вот поэтому: ну, стоит он, Ленин, никому не мешает, ну и пусть стоит.
То, что памятник Ленину уберут с площади Октября, хорошо. В том смысле, что этих памятников в городе останется еще три, коммунистам будет где положить цветочки. Конечно, власть своего решения не изменит, а тот шум, который вокруг этого поднялся, – я даже не знаю, что об этом сказать, настолько это зря.
Считается, что в 1991 году у нас совершилась буржуазная революция. Я думаю, она не была буржуазной, она была советской: исполкомы захватили власть и сейчас называются городскими администрациями. Вспомните, как долго Законодательное собрание было советом депутатов. Советы как были, так и остались, особенно у нас – я не знаю, плохо это или хорошо, но никаких изменений не произошло. Те же люди, те же лица. И топонимические названия остались, я думаю, навечно: проспект Социалистический, улица Советская – это очень сложно вытравить будет. И Ленин здесь – такая маленькая, незначительная величина… Но все эти названия и статуи со временем все равно неизбежно потеряют смысловую нагрузку, они уже сейчас имеют значение в основном для старшего поколения. Пенсионеров всю жизнь воспитывали, что Ленин – это все. Пройдет еще немного времени, и молодое поколение вообще не будет знать, кто такой этот Ленин. Останутся, может быть, памятники, но мы очень спокойно будем к ним относиться. Так что, как ни посмотри, копья, в общем-то, ломают зря.
Ленин на площади Советов в Барнауле является памятником искусства. Это работа известного скульптора, она сделана из хорошего материала, она установлена на этом месте архитектором. Как авторская работа этот памятник охраняется законом, и его, конечно, двигать нельзя, в отличие от Ленина на площади Октября, который является предметом агитации и пропаганды, и его двигать можно.
Я не берусь сказать, имеет ли памятник на площади Октября какую-то историческую ценность для Барнаула; думаю, это политический вопрос. А художественной ценности он не имеет абсолютно точно.
У меня свое отношение ко всему этому, может быть, и неправильное. Я немного все-таки разбираюсь в скульптуре и хочу сказать, что в памятнике работы Бродского на площади Советов тоже ничего особо высокохудожественного нет; да и как вообще Ленин может быть художественным произведением? Но, думаю, все наши беды от того, что мы все время переписываем историю. Зачем его убирать, куда-то тащить? Кому мы хотим этим что-то доказать – себе? Стоит он – и пусть стоит, пусть даже как памятник нашей дури.
К концу 2011 года в Алтайском крае осталось около 50 памятников Ленину. По информации группы энтузиастов, объединенных в Интернете в сообщество ru_lenin, в кое-каких городах и райцентрах нашего края до сих пор стоит по нескольку Лениных, есть свои Ильичи и в небольших селах. Некоторые из монументов овеяны легендами, как, например, памятник в Барнауле на площади Октября. Он был установлен в 1956 году. Рука статуи должна была указывать вперед, в светлое будущее, однако из-за планировки площади направление не совпадало с задуманным (вдоль проспекта Ленина). Получилось так, что рука вождя указывала на знаменитый гастроном "Под шпилем".
Рассказывают, что у городских пьяниц была присказка: "Мы ленинским курсом идем в гастроном!", а однажды на руку Ленина повесили авоську с пустыми бутылками. После этого руку вождю опустили на уровень груди – этим и объясняются неестественная поза Ленина и швы, которые можно разглядеть и сегодня.
Самый знаменитый из всех алтайских – бийский Ленин в зимнем пальто и пыжиковой шапке. В Бийске ходил анекдот: "В каком районе Бийска холоднее – в Восточном или Приобском? В Восточном, там даже Ленин в шапке". Автор памятника Христофор Геворкян, народный художник РСФСР, сделал еще одного утепленного Ильича – для города Минусинска. И хотя в мире сейчас стоит около 5 500 памятников Ленину, в зимних шапках их всего два.
Сохранилась газета с репортажем о том, как открывали памятник Ленину в Рубцовске: "Покрывало под звуки Гимна СССР снимают Н. С. Хабаров, старейший работник АТЗ Ф. К. Зайков, А. И. Сигида, пионерка школы № 6 Зыкова Галя. Памятник открыт – участники поют Интернационал".
– Мы столько лет говорили: "С Лениным в сердце, с Лениным в сердце", а теперь вдруг он перестал быть нам дорог, – говорит Сергей Корепанов, директор "Музея времени", на площадку рядом с которым, скорее всего, перенесут памятник Ленину с площади Октября. – Я убежден, что если бы Ленин пожил еще десяток лет, все было бы по-другому. И что бы ни говорили, он оказал колоссальное влияние на весь мир. Капиталисты испугались, что вирус социализма перейдет на их страны, и улучшили условия жизни трудящихся, чтобы они не устраивали революций. Так фактически Ленин и социалистический строй в нашей стране улучшили жизнь во всем мире.
Самый древний из всех сохранившихся памятников Ленину на территории Алтайского края – на пересечении улицы Анатолия и проспекта Ленина. Он установлен в 1937 году (к 20-летию советской власти).
Это бетонная вариация скульптуры из Зала заседаний Большого Кремлевского дворца, сейчас эта столичная скульптура демонтирована. Ленин стоит в красивой, какой-то танцевальной позе, за его фигурой струится драпировка – из-за этого путеводитель по России британского издательства Lonely Planet назвал памятник "Ленин-тореадор" (Lenin the Toreador).
Высота бронзового Ленина на площади Советов в Барнауле – 5,8 метра, высота памятника с постаментом – 10 метров. Он был установлен в 1967 году в честь 50-летия Октябрьской революции.
Считается, что в Барнауле четыре памятника Владимиру Ильичу, но на самом деле есть еще один. Бетонный Ленин на железном постаменте стоит на территории учхоза АГАУ "Пригородное".
К сожалению, за памятником никто не ухаживает, и вождь мирового пролетариата выглядит просто плачевно.