Полная история о находке "клада Нарышкиных"

апрель 18, 2012

Обнаружение клада во время реконструкции дворовых флигелей особняка П.Н. Трубецкого (Нарышкиных) - интригующая история с трагическим началом, псевдодетективным продолжением и счастливым концом.

Начало истории - осень 1917 года. Это было время больших перемен, затронувших каждого, в том числе и обитателей особняка. Они приняли непростое решение - покинуть родину, но судя по найденным вещам, собирались вернуться в свой дом. Отсюда выбор места, тщательность при упаковке - продуманность каждой детали.

…27 марта 2012 года около восьми часов вечера сотрудники частного охранного предприятия, осуществляющие охрану объекта реставрации - особняка Нарышкиных, обратили внимание на автомобиль "Газель", в который на территории стройплощадки загружались мешки с мусором. Машина принадлежала одной из субподрядных организаций.

Александр Новиков,
заместитель генерального директора компании "ИНТАРСИЯ":

Охранники проверили, что находится в этих мешках, так как в подобного типа автомобилях мусор не перевозится. В результате в "Газели" среди мешков с мусором были обнаружены 8 мешков, в которых находились странные свертки. Руководство охранного предприятия оперативно сообщило об обнаруженном руководителю нашей службы безопасности, а тот в свою очередь проинформировал генерального директора компании - Виктора Смирнова, которые незамедлительно прибыли на объект.

Сотрудники службы безопасности "ИНТАРСИИ" потребовали разгрузить машину, осмотрели предъявленные мешки и перенесли их в охраняемое помещение, а также приступили к осмотру всех реставрируемых помещений. В результате осмотра во флигеле на 1 этаже нашли еще 10 мешков, которые были также приготовлены для вывоза.  При осмотре флигеля между 2 и 3 этажами был обнаружен вскрытый пол тайника. Внутри тайника находились деревянные ящики  и свертки. Таким образом было обнаружено всего 18 мешков (10 - во флигеле, 8 - в машине, а также 1 большой ящик, дорожная сумка и 5 свертков - в тайнике). Все эти предметы были перемещены в отдельное помещение, для охраны которого были привлечены дополнительные силы.

"28 марта о находке было сообщено в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга (КГИОП) и ГУВД СПб и ЛО.  Представители КГИОП в период с 28 марта по 09 апреля проводили опись и инвентаризацию найденного, а также упаковывали предметы для их дальнейшей транспортировки. Сотрудники правоохранительных органов проводили оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, осуществляли охрану и участвовали в описи предметов", - рассказывает Александр Новиков.

2168 предметов - такова окончательная цифра пересчитанного клада. Количество впечатляет обывателей, однако на специалистов большее впечатление производят целостность и полнота коллекции, аналогов которой в российских музеях нет. Пять практически полных сервизов на все случай жизни (столовые и чайно-кофейные) - представители и свидетели эпохи конца XIX и начала XX веков - дошли до нас в идеальном состоянии, несмотря на 95 долгих лет проведенных в заточении. Эта заслуга без сомнения принадлежит тому, кто спрятал коллекцию.

Дорожная сумка, оберточная бумага, газеты датированные мартом, июлем, августом и сентябрем 1917 года, материя, до сих пор сохранившая запах уксусной эссенции, - все это упаковочный материал для предметов, вывезти которые с собой владельцы особняка не могли, поэтому были вынуждены спрятать. Другая часть коллекции хранилась в специальных деревянных ящиках, в которых были предусмотрительно оставлены фартуки, также пропитанные уксусом. Такой способ хранения позволил уберечь всё от окисления.

Найденные сервизы столового серебра русской и европейской работы, скорее всего, были сделаны по заказу семьи Нарышкиных. В пользу этого предположения говорит то, что на многих вещах имеются их фамильные гербы. На предметах российской работы - клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX - начала XX века: Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Кейбель, большинство из которых были поставщиками императорского двора. Среди коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в "русском стиле" Игната Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие предметов служат наглядным примером высочайшего мастерства русских ювелиров.

Не обошлось и без юмора, пословиц и поговорок: к примеру, на большой чаше для вина выгравирована надпись "Загорелась душа до винного ковша", а на каждой рюмочке своя индивидуальная: "И курица тоже пьет", "Лучше пить за столом, а не пить за столбом"…

Самой малочисленной оказалась посуда с клеймами Фаберже - солонка и кубок, больше напоминающий по своим размерам рюмочку.

Светлана Стрижак,
главный специалист КГИОП:

Данный призовой кубок свидетельствует о хобби владельцев: его за второе место получил конь Делибаш. Этот конь получил и другой кубок за первое место в скачках, как гласит надпись: "получен из рук императрицы Александры Федоровны". Это живые и очень трогательные детали частной жизни, одномоментно остановленной и законсервированной.

Кроме того, найдено несколько мелких пасхальных подвесок - россыпью и на цепочке, - хранившихся в футляре с клеймом Фаберже, наручные часы и небольшие настольные часы в корпусе гильошированной эмали. Однако до результатов официальной экспертизы говорить об авторстве этих предметов преждевременно.

Среди столовых сервизов интересен сервиз французской фирмы Aucoc Aine c фигурными держателями крышек. Коллекцию столового серебра дополняли французские ножи с перламутровыми и фарфоровыми расписными ручками, ящики с приборами. Наличие небольшого количества предметов из фарфора (блюдце и чашка) можно объяснить лишь тем, что такую посуду было легче перевезти через границу: материальной ценности с точки зрения новой власти она не представляла.

Также было найдено несколько боевых орденов Российской Империи: орден Святой Анны, орден святого Станислава и орден святого Владимира с мечами. Это высокие награды для штаб-офицерских чинов, то есть от чина подполковника. Кроме того, обнаружены медали "В память 300-летия царствования дома Романовых" и "В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.", которые вручались военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден.

Интересно, что среди наград обнаружены и две георгиевские медали, которые давались только нижним чинам. Медали номерные и, соответственно, есть возможность определить личность награжденного. Кроме наград, сохранилось свидетельство на медаль "За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации", выданное на имя поручика Сергея Сомова, который, возможно, являлся дальним родственником семейства Нарышкиных, так как на некоторых предметах рядом с гербом Нарышкиных изображен герб Сомовых. Сама медаль отсутствует.

До лучших времен были спрятаны в тайнике и массивные канделябры-жирандоли, несколько пар запонок, браслеты, золоченый обруч для волос, два настольных зеркала в серебряных рамах, серебряные несессеры, зеркала и щетки в серебряных оправах и даже расческа для волос, наполовину лишившаяся зубцов.

"Уже сейчас до проведения технико-технологической и историко-культурной экспертиз можно оценить значимость находки: и по количеству предметов и их комплектности, и по точному обозначению времени, когда был сделан тайник, - характеризует клад Светлана Стрижак. - Значимость находке придает и очевидная принадлежность вещей дому и семье Нарышкиных: гербы Нарышкиных есть на большинстве предметов. Гербы литые, гравированные, выполненные в эмальерной технике. Даже на полотняных фартуках, в которые были завернуты многие предметы, вышита голубая буква "Н" униформа домашней прислуги".   

Не нашли места в новой жизни владельцев особняка и такие характерные для аристократического дома предметы, как серебряные колокольчики для вызова прислуги и два электрических звонка для тех же целей. Один из них стилизован под пасхальное яйцо и выполнен в технике гильошированной эмали, где кнопкой служит драгоценный камень, а шнур имеет шелковую оплетку. Второй - в виде забавной фигурки лежащей собаки, которая при нажатии на кнопку склоняет голову.

Опись клада была проведена в рекордно короткие сроки сотрудниками КГИОП, которые выполнили визуальный осмотр, первичный учет, фотофиксацию, описание, обмеры, упаковку предметов с опечатыванием и маркировкой. Упаковку большемерных предметов осуществили сотрудники Русского музея.

В настоящий момент содержимое клада находится в 37 коробках, 4 плоских упаковках (под блюда и подносы), 4 исторических кофрах, 8 деревянных ящиках под большемерные предметы. Всё это опечатано и готово к переезду.

На сегодняшний день, в соответствии ч. 2 ст. 233 Гражданского кодекса РФ, на часть клада либо вознаграждение имеют право лица, нашедшие клад и собственники земельного участка, либо строения, в котором он был обнаружен.

По планам ПИБ, место, где был обнаружен тайник, скорее всего, находится в зоне общедолевой собственности. В этом случае права на клад имеют город в лице КУГИ, ООО "ИНТАРСИЯ" и физическое лицо, т.е. собственники помещений флигеля.  

Потомки семьи Нарышкиных не могут претендовать на клад. Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г., "помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, обращались во всенародное достояние (переходили государству)". При этом, согласно примечанию 1 к ст. 59 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, которое никто не отменял, бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основании революционного права или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 г., не имеют права требовать возвращения этого имущества. Это означает, что все наследники, которые могли бы претендовать на данное имущество, потеряли свое право на владение им с момента экспроприации, сообщается на сайте ГК "".

Экспертизой клада Нарышкиных займется Министерство культуры, после чего оценка предметов будет осуществлена структурами, подведомственными Министерству финансов. Экспертиза может занять год, а оценка - два-три месяца. После экспертизы и оценки предметов ГК "ИНТАРСИЯ" хотела бы, чтобы данная коллекция не разбивалась на отдельные части, а вернулась на свое историческое место - в особняк Трубецких-Нарышкиных, где и была найдена.

Справка

В кладе Нарышкиных нашли 2168 предметов: 5 практически полных серебряных сервизов, среди которых можно выделить парадный столовый сервиз в "русском стиле" (более 200 предметов) работы фирмы Сазикова. На предметах российской работы стоят клейма лучших отечественных ювелиров последней трети XIX-начала XX века (Сазиков, Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Фаберже, Кейбель), а также изделия из серебра европейской, преимущественно французской, работы. Среди находок - боевые ордена, медали и памятные знаки с наградными документами, ювелирные украшения и часы, туалетные приборы, столовое серебро, несколько мелких пасхальных подвесок. Часть предметов находилась в исторических футлярах.