апрель 24, 2012
В Барнауле 21 апреля Тотальный диктант писали 108 человек. Ни один участник не написал на пять, четверки – у шестерых, 24 человека написали на тройки, остальные получили двойки.
Елена Лукашевич, доктор филологических наук, профессор АлтГУ, завкафедрой "Теории и практики массовых коммуникаций".
Наталья Лапина
Результаты тотального диктанта комментирует Елена Лукашевич, доктор филологических наук, профессор АлтГУ, председатель экспертной комиссии.
Сложно в наше время говорить об уровне грамотности россиян и не задеть чьи-либо чувства высказанной оценкой. Не могу сказать, что мне нравится слово "модно" в девизе тотального диктанта, но я могу объяснить себе, почему организаторы этой акции выбрали именно его. Как филолог, я больше принимаю позицию Дмитрия Быкова, высказанную в тексте тотального диктанта 2011 г.: "Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы".
Текст Захара Прилепина очень интересен в содержательном плане: яркое выражение гражданской позиции автора, адресованное думающей, неравнодушной аудитории. Это послание, облеченное в форму диктанта, является просветительским не только в отношении грамотности.
Цель тотального диктанта – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Мои личные ощущения: организаторам акции это удалось сделать.
Уже три дня все причастные к акции обсуждают несколько важных вопросов:
- насколько сложным был тотальный диктант 2012 года;
- какие каверзные случаи орфографии и пунктуации можно выделить в тексте;
- типичные ошибки участников акции?
Выскажу самые общие наблюдения, поскольку детальный анализ всех проверенных работ экспертам еще предстоит сделать.
С точки зрения орфографической и пунктуационной сложности, текст диктанта, на наш взгляд, средней сложности. В комментариях организаторов к тексту диктанта из 126 пояснений 46 связаны с орфографией (около двух десятков орфограмм) и, соответственно, 80 – с пунктуацией.
Типичные орфограммы: Н и НН в разных частях речи; разграничение НЕ и НИ и их слитное / раздельное написание с разными частями речи; И / Ы после Ц в корне, суффиксе; правописание наречий, союзов, словарных слов; правописание местоимений с суффиксом ТО; правописание приставок ПРЕ- /ПРИ- ; чередующиеся гласные в корне слова.
Пунктуация представлена в тексте диктанта более разнообразно: тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при прямой речи, уточняющих членах предложения; разграничение наречных выражений, союзов, частиц и вводных слов; знаки препинания при однородных членах, обособленных членах; знаки препинания в сложных предложениях; сочетание знаков и т.д. Есть несколько случаев, которые традиционно относятся к трудным (те, что участники называют "каверзными"), есть факультативные случаи постановки знаков препинания.
Подчеркну, что в нескольких ситуациях с пунктуацией экспертная комиссия была не совсем согласна с объяснениями организаторов. Но мы приняли решение для сохранения единообразия в оценке результатов диктанта проверять его в соответствии с общими требованиями. Предполагаем в специальном обращении к организаторам высказать свою позицию. В целом же считаю, что организаторы акции предусмотрели многие важные моменты, которые могли повлиять на результаты (четкость критериев оценки в соответствии с методическими требованиями к оценке диктанта в средней школе; наличие указаний по проверке вторым экспертом "спорных" работ и др.).
Напоминаем, что результаты барнаульского диктанта отправлены организаторам в Новосибирск, ознакомиться с ними участники смогут . Напоминаем, что каждый увидит на сайте только свои результаты - для этого необходимо ввести свои персональные данные или кодовое слово, ранее указанные на бланке диктанта.
Каждый участник сможет ознакомиться со своей работой в течение рабочей недели (начиная с сегодняшнего дня, с 24 апреля), придя по адресу: ул. Короленко,105, кабинет 708, с 11.00 до 17.00