Как немецкий дизайнер будет улучшать российскую обувь

апрель 25, 2012

В Европе существуют две устоявшиеся школы обувного дизайна – итальянская и немецкая. Итальянцы любят удивлять и эпатировать, а немцам важнее комфорт. Антон Титов, руководитель компании "Обувь России", уверен, что в России хорошо конструируют обувь, а вот с дизайном есть проблемы. Поэтому в прошлом году "Обувь России", управляющая сетями "Вестфалика" и "Пешеход", начала сотрудничать с немецким дизайнером Томасом Франком. О том, как он будет менять обувь для россиян, Франк рассказал в интервью.

Главный тренд – комфорт

– Томас, что включает в себя дизайн обуви?

– Многие думают, что дизайнер сидит за столом, ждет вдохновения и творит, как художник. Но это не так. Дизайнер должен быть погружен в жизнь. Например, ему нужно смотреть, как меняется одежда, ведь обувь призвана дополнять костюм.

Полезно разговаривать с покупателями в магазинах. Надо понять их, найти модель, которая им нравится, и усовершенствовать ее. Сейчас в Европе повсеместно прослеживается стремление к комфорту, причем во всем – и в одежде, и в обуви. Поэтому дизайнеры при разработке моделей уделяют внимание функциональным деталям.

– Как формируются тренды в дизайне обуви?

– Часто дизайнеров вдохновляют образы прошлых лет. Старые тренды возвращаются, но в несколько видоизмененной форме. К примеру, если сейчас в моду вошла платформа, это не значит, что это те же самые модели, которые были модными 30 лет назад. Это уже другая обувь, другие цвета, фурнитура. Общей является только идея – использовать платформу.

Вообще, сейчас можно говорить о смешении разных стилей, направлений, взаимопроникновении культур, разных сфер жизни, которые раньше были обособленными. Огромное влияние на дизайн оказывает киноиндустрия. Например, после выхода фильма "Пираты Карибского моря" изображение скелета стало модным элементом обуви и аксессуаров. Сейчас большое влияние на дизайн оказывает сфера высоких технологий. Появляются новые устройства, и они стимулируют появление новых идей в дизайне одежды, аксессуаров, ведь покупателям должно быть удобно носить с собой мобильные телефоны, планшетники и т. д.

– А для "Вестфалики" вы готовите авторские модели или берете за основу существующие формы?

– В случае с "Вестфаликой" я отталкиваюсь от опыта прошлых коллекций: анализирую, какие модели были самыми продаваемыми в прошлом сезоне. Эта обувь с некоторыми обновлениями переходит и в новую коллекцию. К ней я добавляю совсем новые модели. Идеи для них черпаю на международных обувных выставках, которые проходят в Италии, Германии, Китае. Идеи приходят и с модных подиумов.

– Существуют ли какие-то национальные особенности дизайна обуви?

– В обувном дизайне есть два ярко выраженных направления – итальянское и немецкое. Разница между ними состоит не только в каких-то внешних проявлениях, но и в форме и посадке обуви. Итальянская обувь более узкая, а немецкая – шире и свободнее. Провести целый день в итальянской обуви будет не слишком комфортно, хотя восхищенные взгляды вам обеспечены. Итальянская обувь больше "на выход", для особых, торжественных случаев.

Первый раз я посетил Россию и, в частности, Новосибирск в августе. Я был сильно удивлен, что в новосибирских магазинах так много моделей обуви на высоком каблуке. Ну что ж, лето, женщинам хочется быть красивыми – так я объяснил этот феномен. Но для меня стало огромным сюр­призом, что и зимой (второй раз я приезжал в феврале) сибирские женщины по-прежнему носят высокий каблук. Ведь это очень опасно!

Качество видно сразу

– Почему туфли часто бывают неудобными?

– У разных людей полнота ноги отличается: разный взъем, есть и другие анатомические особенности. Поэтому одна и та же модель для кого-то может быть удобной, а для кого-то нет. Однако встречаются и ошибки в конструкции обуви. Много зависит от колодки. Если она изначально неправильно сделана, то обувь будет неудобной.

В России большую долю на рынке занимают небольшие сети, разрозненные магазины, у которых нет ресурсов для развития бренда, совершенствования коллекций. Они просто закупают обувь там, где дешевле, а покупатель получает не совсем качественный товар. Крупные обувные сети, как правило, работают с большими обувными фабриками в Китае, которые делают качественную обувь.

– Можно ли на глаз определить, как будет носиться модель?

– Хорошую обувь видно сразу. Причем качество складывается из мелких деталей. Важно, насколько цвет каблука соответствует тону подошвы, как сочетается материал верха обуви и материал, из которого изготовлены каблук и подошва. Стоит обратить внимание, как подобрана фурнитура. При производстве зачастую на эти мелочи не обращают внимания.

– Почему в магазинах порой сложно найти отдельные размеры обуви?

– Не всегда можно точно предсказать, какие модели обуви будут продаваться хорошо. А делать запас каких-то размеров всех моделей магазинам невыгодно. Организовать дозаказ на китайских фабриках в сезон до­статочно сложно. Тут только до­ставка занимает минимум две недели.

– Какие ваши разработки уже внедрены "Вестфаликой"? В чем их отличие от ранее представленных образцов?

– Мы начали сотрудничество в конце 2011 года. Небольшая линейка моделей, разработанных мной, появилась в сезон весна-лето 2012 года. Однако основной ассортимент появится осенью-зимой 2012 года. Пока все новшества раскрывать не буду. Все увидите сами.

Справка

Томас Франк окончил высшую профессиональную школу обувных дизайнеров в Пирмазенсе и уже более 20лет занимается обувным дизайном. Начинал карьеру в компании Peter Kaiser. В дальнейшем работал дизайнером на обувной фабрике Ara и директором по развитию компании Gerli GmbH (бренд Dockers). У Томаса Франка собственная дизайн-студия в городе Пирмазенсе – центре обувной промышленности Германии. Два раза в год дизайнер приезжает в Новосибирск, чтобы разработать концепцию коллекции для нового сезона.