С консультантом - не ошибешься

ноябрь 4, 2002

Давно уже подмечено, что российский бизнес развивается по своим, во многом противоречащим мировому опыту, законам и правилам. Может, поэтому наш предприниматель, помнящий августовский дефолт и некоторые другие уроки новейшей экономической истории, так порой скептично относится к различным западным новшествам. Особенно если их применение обещает быть затратным, а эффективность проявится далеко не завтра.

Рынок консалтинговых услуг, который в крупных российских городах начал формироваться только несколько лет назад, тоже не стал исключением. Уж за что, а за советы, пусть даже и полезные, в бывшей советской стране платят пока весьма неохотно.

Как это было

Несмотря на то что компании, именующие себя консалтинговыми, появились в регионах, в том числе и сибирском, сравнительно недавно, определенные консультации всем заинтересованным лицам оказывались к тому моменту не первый год. Характер услуг отражал первоочередные потребности зарождающегося среднего и крупного бизнеса. В основном это была так называемая экспертная помощь в сфере аудита (например, оценка бухгалтерского учета и финансовой деятельности предприятия, ведение налоговой документации) и в области юридического консультирования (к этому числу относятся выбор юридического статуса предприятия, составление договоров, сопровождение сделок и экспертиза документов).

"По сути дела, это и являлось консалтингом в чистом виде, только наиболее простой его частью, касающейся выдачи рекомендаций по решению конкретной проблемы. На этом сотрудничество клиента и консультанта, как правило, заканчивалось", - говорит Андрей Колосов, директор консалтинговой компании "Макси".

И все же, консалтинг как дополнительный способ эффективного ведения бизнеса развивался медленно и не воспринимался многими потенциальными потребителями таких услуг еще долгое время. "Крупные предприятия имели возможность опираться на собственные ресурсы, а мелкие субъекты предпринимательской деятельности, досконально знающие сферу своих интересов в серьезных консультациях и не нуждались, - поясняет Константин Усов, управляющий консалтинговой корпорацией "Юкола". - К тому же для последних - это были дорогие и неоправданные расходы".

Лед тронулся?

На современном этапе, однако, явно прослеживается тенденция развития системы консультационных услуг: не только в плане увеличения их видов, но и в виде наработки новых методов и приемов. Специалисты склонны объяснять это стремлением компаний добиться и удержать конкурентное преимущество, основанное не на одних экономических составляющих, а за счет качественно новых подходов - грамотного стратегического планирования оптимизации бизнес-процессов и обучения персонала.

"Наиболее перспективным сегодня в мире и в России считается управленческий консалтинг, включающий в себя оценку бизнес-процессов, систему управления организацией, создание правильной корпоративной культуры, тренинги и обучающие семинары и для сотрудников низшего звена и для топ-менеджеров", - это мнение Светланы Тачковой, консультанта по управлению "Алтайской консалтинговой группы". С ней согласны все эксперты, с которыми нам удалось побеседовать. Они солидарны и в том, что в ближайшем будущем координальных изменений в рейтинге самых востребованных консалтинговых услуг все-таки ожидать не приходится. По-прежнему лидирующие места будут оставаться за финансовыми и юридическими консультациями.

Пригласите коуча!

Внедряются современные принципы и в работу самих консультантов. Наряду с экспертным, успешно применяется более сложный, но и в высшей степени результативный - процессный метод консалтинга. Его суть заключается в том, что специалист осуществляет не только диагностику проблемных моментов (или, как их еще называют, "узких мест") в деятельности предприятия и предлагает варианты "лечения", но и лично принимает участие в процессе "оздоровления" фирмы. По словам Андрея Колосова, любая компания - тот же живой организм, а консультант - лечащий врач. Вышеназванный комплексный подход позволяет оказывать помощь по широкому спектру услуг: от маркетинга и налогового планирования до кадровых перестановок.

Еще одна новинка на консалтинговом рынке Алтайского края - это так называемый коучинг. Так именуется индивидуальный тренер для топ-менеджера, готовый в любой момент поддержать клиента советом по всем текущим вопросам. Главное достоинство коучинга - в оперативности получения помощи. Часто для этого не требуется даже личной встречи, все консультации могут быть предоставлены по телефону.

Активно внедряется в крае и IT-консалтинг, концентрирующийся в сфере высоких технологий. Но если за рубежом идет его четкое дистанцирование от торговли, то на алтайской почве, наоборот, - влиятельные поставщики компьютерной техники как раз и предлагают IТ-консультации.

Зачем к нам едет западный консультант

Основной трудностью для дальнейшего динамичного развития рынка консалтинговых услуг остается отсутствие четкой системы и стандартов подготовки самих консультантов. "На консультантов нигде не учат, - рассказывает Константин Миллер, заместитель управляющего консалтинговой корпорацией "Юкола", - приходится добывать нужную информацию самим или в Интернете, или посещая семинары в Новосибирске и Москве. А многим консультантам, загруженным каждодневной текучкой, сделать это удается редко". Ему вторит Андрей Колосов: "Чтобы профессионально заниматься консалтингом, необходимо получить соответствующее образование. Я окончил открытый Британский университет по специальности "менеджмент", сам прошел школу российского бизнеса. Считаю, что консультант должен иметь не только теоретические, но и поверенные на практике знания".

Даже приглашение законодателей консалтинговой моды - заграничных экспертов - ситуации в целом не меняет. "Во-первых, зарубежные консультанты оценивают свой труд в несколько раз дороже, чем отечественные, а, во-вторых, их рекомендации зачастую не учитывают спецификации бизнеса в России" - уверена Светлана Тачкова.

Несмотря на возросший в последнее время интерес предпринимателей к консалтингу, назвать этот вид деятельности выгодным трудно. По разным оценкам лишь 10-20% от общей суммы дохода агентств приходит от предоставления консультаций. Хочется надеяться, что оптимистичные прогнозы все-таки сбудутся и, утверждение, вынесенное в заголовок, станет справедливым для всех сторон.

Сергей СЕРИКОВ