Из-за отравления пчел пасеки Алтайского края теряют миллионы рублей

май 1, 2012

Растениеводы Алтайского края для борьбы с вредителями используют высокотоксичные препараты, но часто нарушают правила их применения. По этой причине производители меда терпят серьезный материальный ущерб. Проблемы в пчеловодстве — лишь первая ласточка. Если ситуация не изменится, то под угрозой отравления окажется все население региона. Об этом Сергей Кузовлев, кандидат биологических наук, рассказал на конференции "Пчеловодство ХХI века", которая состоялась в Барнауле.

Медосбор на пасеке.
Алина Соломина

Сергей Кузовлев,
преподаватель АГАУ, кандидат биологических наук:

В последние годы в Алтайском крае возросло количество случаев отравления медоносных пчел в результате обработки сельхозкультур пестицидами и ядохимикатами. Токсичность многих современных препаратов, применяемых для борьбы с вредителями растений, в сотни и тысячи раз выше давно запрещенного препарата ДДТ. Медоносные пчелы, как самые чувствительные организмы к таким препаратам, являются индикаторами экологического состояния окружающей среды, а пчеловоды — проводниками этой информации.

Особую тревогу у пчеловодов вызывает применение системных инсектицидов — неоникотиноидов, действующим веществом которых является синтетический никотин. Даже обработка такими препаратами семян кукурузы без последующей обработки наземных частей растений вызывает гибель пчел. Системные препараты с растительными соками поступают не только в нектар и пыльцу, которые заготавливают пчелы, но и в плоды растений, использующиеся в питании. Во многих странах с развитой экономикой введен запрет и отозваны лицензии на применение таких препаратов.

На российском рынке сейчас имеется около 20 препаратов с содержанием неоникотиноидов, многие из них высокотоксичны для пчел. Следование инструкции по их применению не гарантирует сохранения пчел. Имеются примеры, когда после семи- или десятидневного перерыва после обработки размещение пасек на этих полях приводило к ослаблению и гибели пчелосемей.

Практически невозможно стало определить первопричину ослабления и гибели пчелосемей, так как изменились симптомы отравления, а рабочие пчелы гибнут в полях, не возвращаясь в ульи. Токсины заносятся пчелами в ульи в микроскопически малых дозах не только с нектаром и пыльцой растений, но и с росой, водой из водоемов и дождевых луж и после прямых контактов с этими веществами.

Учитывая особую значимость пчеловодства для сельского населения Алтайского края, где ограничено количество рабочих мест, указанные факты вызывают социальную напряженность. Единичные обращения пчеловодов в прокуратуру и суды не привели к желаемому результату, возмещения материального ущерба от отравления пчел не последовало. Подсчеты показывают, что ежегодные суммарные потери пчеловодов края от отравления пчел пестицидами и агрохимикатами составляют сотни миллионов рублей. Районные и краевые суды принимают решения не в пользу пострадавших пчеловодов. Максимальное наказание виновников сводится к административному штрафу в несколько тысяч рублей.

Не соблюдаются установленные санитарные разрывы. Они должны быть не менее 300 м от обрабатываемых площадей до границ населенных пунктов, мест отдыха людей, источников водоснабжения, водоемов и рек. С учетом розы ветров и скорости ветра санитарный разрыв должен увеличиваться до одного километра. Не выставляются единые знаки безопасности в виде щитов, на которых должна быть полная информация о применяемых препаратах, сроках их действия, сроках обработки полей и даты, когда снимаются ограничения по перемещению людей и животных вблизи обработанных площадей.

В этой ситуации территория Алтайского края может превратиться в сливную яму высокотоксичных пестицидов и агрохимикатов со всеми вытекающими последствиями. Проблема может перерасти в вопрос национальной безопасности. Как показала практика, в одиночку противостоять хорошо отлаженной системе, в которой задействованы очень большие финансовые средства по поставке и применению пестицидов и агрохимикатов, очень трудно. Поэтому районные объединения пчеловодов и активная часть населения должны оперативно включиться в эту работу.

Пчеловоды должны выйти из тени, оформить ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, зарегистрировать пчелосемьи в похозяйственной книге и отмечать местоположение кочевой пасеки. Необходимо фиксировать все случаи нарушения правил и норм применения пестицидов и ядохимикатов с помощью фото- и видеосъемки и выставлять эти материалы в Интернет, составлять коллективные обращения в прокуратуру, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ветеринарную службу края.