май 4, 2012
3 мая в ИД "Алтапресс" состоялась пресс-конференция алтайских экологов, посвящённая ситуации с Залесовским заказником. Напомним, в конце 2011 года был разработан проект по внесению изменений в Положение о Залесовском заказнике. В проекте предусматривается снятие запрета на вырубку леса и добычу полезных ископаемых в заказнике. Позднее был поставлен вопрос о полном закрытии заказника - против чего активно выступила общественность Алтайского края.
Пресс-конференция алтайских экологов на тему "Ситуация с Залесовским заказником". 3 мая 2012г.
Олег Богданов
В администрации Залесовского района и нагнетает социальную напряжённость".
Нас - хотим заставить жителей посёлка Кордон переехать и лишить работы, развалить промышленность в Алтайском крае. По пунктам: в Залесовском заказнике никто не живёт, между ним и Кордоном приличное расстояние; никто из жителей села там не работает - по решению суда, хозяйственная деятельность в заказнике приостановлена (напомним, в отношении начальника управления лесами края Михаила Ключникова, который подозревается в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, в марте 2009 года региональное управление лесами заключило договор аренды лесного участка сроком на 49 лет с компанией "Бирч". Данный участок имеет статус особо охраняемой территории и входит в состав государственного природного комплексного заказника краевого значения. Именно здесь коммерческая структура начала вырубать лес на основании заключенного договора. Ущерб от сплошной вырубки деревьев, занесенных в Красную книгу России, составил 6,5 млн. рублей, - прим. автора). По поводу работы: в проекте говорится, что в верховьях реки Бердь добудут находящиеся там 615 килограммов золота, будет создано 50 рабочих мест. Пятьдесят - это полный список, от начальства до сторожей! И стоит учитывать, что основная масса рабочих на таких разработках - приезжает по вахтовому методу. Кроме того, в проекте сообщается, что золото добудут за 4 года. Потом все работы свернут. О каком экономическом развитии можно говорить? 50 рабочих мест на 4 года и 615 килограммов золота - на одной чаше, а на другой - уничтожение истоков реки, уничтожение заказника. После рабочих останется цепь котлованов, заполненных стоячей водой, почва будет эрозирована, вода отравлена.
26 апреля представители "Геблеровского экологического общества" , собранные под обращением к губернатору с требованием сохранить Залесовский заказник и не разрешать рубку леса и разработку недр на охраняемой природной территории. Официального ответа пока нет, но "реакция уже есть - в виде публикаций на сайте администрации и на сайте управления лесами", - говорят экологи.
В публикациях сообщается, что в региональный закон ООПТ края будут внесены изменения, "позволяющие привести в соответствие с федеральным законодательством закон Алтайского края "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" (соответствующие поправки в законопроект приняты в первом чтении на сессии АКЗС).
"Сообщается, что создана рабочая группа, что они взаимодействуют с нами. Однако, никто с нами не взаимодействует. Абсолютно. Мы открыто обращаемся к Сергею Локтеву, вице-губернатору: как мы взаимодействуем? Объясните!" - говорит Алексей Грибков. Он также акцентировал внимание, что никакого противоречия Лесного кодекса РФ и регионального закона нет, и вновь принятый региональный закон также должен будет соответствовать федеральному закону - "А в нём однозначно сказано, что запрещается любая деятельность, приносящая вред особо охраняемым территориям".
Вся территория заказника - уникальный элемент, черневая тайга. Там растут уникальные растения, многие занесены в Красную книгу России и Алтайского края, живут редкие виды животных. Говорить о том, что работы не принесут вреда - кощунство.
Проблема Залесовского заказника - следствие системной проблемы в нашем обществе. Видимо, основная причина в том, что природоохранные вопросы не ставятся во главу угла. А в мире природоохране придаётся такой же приоритет, как социальным, экономическим вопросам. Речная система - векторнаяя, т.е. все связи центростремительны, и работы в верховье реки Берд повлекут изменения по всей реке. Изменится качество воды и в Алтайском крае, и в Новосибирской области (а из Берди берут воду несколько городов, множество посёлков). Эта ситуация настолько очевидна, что поднимать вопросы о геолого-разведывательных работах - просто игнорирование всех норм! Также, управление лесами предлагает выкопать с мест работ и пересадить краснокнижные растения. Но это противоречит и здравому смыслу, и международной конвенции 1999 года, в которой говорится, что сохранять уникальные виды надо in situ (на месте). Вообще, в проекте множество подобных "ляпов". Например, формулировки "возможно, не повлияет...", "не должно повлиять..."
Среди населения активно распространяют информацию, что леса больные, поэтому их надо рубить. Но, во-первых, леса тысячелетиями стояли без лесников, во-вторых, санитарные рубки превращают леса в грядку, уничтожается подлесок, нарушается естественный ход событий. Хотя бы заказники надо оставить в покое.
Лес в заказнике Залесовском нужно cрубить пока не "сгнил" и не "сгорел", - такие доводы приводят населению бизнесмены и администрация Алтайского края в защиту освоения территория Залесовского заказника. В ответ на официальный запрос WWF России на имя губернатора Алтайского края Александра Карлина о ситуации, сложившейся с заказником Залесовским, Фонд получил ответ за подписью заместителя губернатора Якова Ишутина, несколько лет назад занимавшего должность министра лесных ресурсов края.
В этом противоречивом ответе, с одной стороны, ссылаясь на заключение специалистов Алтайского Госуниверситета 2011 года, администрация края подтверждает "важное значение Залесовского заказника с точки зрения восстановления природных комплексов черневых лесов, выполнения природоохранной и средообразующей функций". С другой стороны, приводится заключение государственной экологической экспертизы, в которой разведка и добыча полезных ископаемых, а также рубки леса интенсивностью до 30% шестью признаны "непротиворечащими действующему законодательству". Шесть из девяти членов экспертной комиссии высказываются за внесение изменений в Положение о Залесовском заказнике, разрешающих вышеперечисленные работы.
По словам Александра Брюханова, координатора лесной программы в Алтае-Саянском экорегионе, основные постулаты властей в защиту освоения заказника сводятся к необходимости рубок леса с целью спасения от распространения болезней леса и снижения условий высокой пожароопасности, а также обещают рост экономики района и снижения безработицы для местных жителей за счет лесозаготовок и добычи полезных ископаемых.
Все эти популистские доводы, на наш взгляд, не отражают реальной ситуации. Спутниковый мониторинг фактической горимости региона говорит о том, что территория заказника Залесовский относится к наименее горимым в Алтае - Саянах, здесь за 10 лет не было ни одного пожара, а вот рубки, прокладка дорог как раз будет способствовать росту пожарной опасности в районе. Говорить о том, что лес "гниет", не предъявляя фактов, по меньшей мере, не профессионально. Нужны заключения специалистов-фитопатологов, четко показывающие на каких площадях и чем болеет лес. За многие миллионы существования лесов на планете, они сами по себе не сгнили и не сгорели, так почему же сейчас администрация субъекта придерживается мнения, что сохранить леса заказника можно с помощью выборочных рубок, с интенсивностью до 30% или вообще путем добычи полезных ископаемых?
В некоторых СМИ Алтайского края и на официальном портале Администрации региона активно публикуются доводы региональных властей о важности проведения рубок и добыче полезных ископаемых именно на особо охраняемой природной территории (ООПТ). Учитывая, что площадь ООПТ в Алтайском крае и так одна из самых низких в регионе – около 4,5% - удивительно, что Администрация не нашла никакой другой территории, кроме той, что защищена природоохранным статусом, чтобы рубить лес и добывать золото. Интенсивность рубок в Алтайском крае – достаточно высока, и ООПТ, в частности, заказники остаются островками, где животный и растительный мир находится под охраной.
Представители Лесной холдинговой компании "Алтайлес" совместно с руководством Залесовского района проводят сходы сельских жителей, обещая рост перспектив развития района, собирая подписи о "необходимости не допустить запрета рубок на их территории заказников".
В Сибири уже есть масса примеров, когда для проталкивания проектов по освоению недр местным жителям обещают работу и солидные зарплаты, а после завозят приезжих квалифицированных рабочих и специалистов. Местным остается функция низкооплачиваемого обслуживающего персонала, и все обещания бизнеса и властей о росте благосостояния жителей превращаются в обогащения самих властей и бизнесменов.
WWF России обращает внимания, что территория заказника – это не просто лес, эта территория, статус который определен, как "особо охраняемый" на котором запрещена любая коммерческая рубка леса и разработка полезных ископаемых. Тем не менее, здесь не запрещено собирать грибы, ягоды, черемшу и прочие дикоросы для нужд местного населения, разрешен организованный экотуризм, научно-исследовательские работы, а также рекреационное использование в специально отведенных местах, удаленных от населенных пунктов не более чем на 3 км.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает администрацию Алтайского края отказаться от планов по освоению природных ресурсов на территории Залесовского заказника и найти альтернативы трудоустройства населения за счет развития экотуризма, переработки недревесной продукции леса, народных промыслов и т.д.