май 5, 2012
Жители культурной столицы теперь будут меньше читать. На официальном сайте Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в разделе "Дайджест прессы" опубликовано сообщение: "Госнарконтроль закрыл для петербуржцев "дивный новый мир". Речь идет о произведении Олдоса Хаксли "О дивный новый мир". Официальных комментариев ведомства о том, действительно ли запрещена эта книга, пока не было. Но вот с прилавков книжных магазинов Хаксли уже исчез, сообщает телеканал "100 ТВ". Под раздачу попали еще более двадцати работ писателей XX века. Антинаркотическое ведомство отметило эти книги как пропагандирующие наркоманию, сообщает "КоммерсантъFM", так что издатели предпочли не спорить.
"Нужно ли увеличивать список запрещенных книг?" – спросили мы у горожан на прошлой неделе.
Запреты такого рода нелогичны и неправильны. "О дивный новый мир" – это антиутопия, она как раз может отвратить от употребления наркотиков. Мы со студентами изучаем литературу разных периодов. Негативного влияния пока не заметили. Наркозависимых на факультете нет. На человека со здоровой психикой литература губительно действовать просто не может. А те, кто уже употребляет наркотики, вряд ли когда-то бегали по книжным магазинам в поисках Хаксли или Бодлера. Среди причин, приводящих к наркомании, на первом месте – социальные. Поэтому нужно решать социальные проблемы, а не перекладывать ответственность на книги.
Убрать литературу с прилавков можно только по решению суда. Негласных распоряжений или рекомендаций не бывает. Проводится экспертиза, и если докажут, что книга может пропагандировать наркотики, ее по решению суда уберут из продажи. Иначе быть не может.
Простым запретом проблему не решишь. Здесь все зависит не от книги, а от того, кто ее будет читать. Ведь одно и то же произведение у одного вызовет отвращение, у другого вообще не появится никаких чувств, а третий может и увлечься идеей. Восприятие очень индивидуально. Единственное, что стоит делать, – выявлять и запрещать литературу, в которой рассказывается о способах изготовления наркотиков.
У нас уже есть большой список запрещенной литературы, так называемый "список Минюста". Эти книги нигде нельзя купить. Бывает, что молодежь спрашивает издания из запрещенного списка. А вот классика, которая в него не входит, пока никуда не делась.