май 5, 2012
Власти считают, что ставки должны быть еще ниже. Что этому мешает?
Всего 12 валютных ипотечных кредитов в Алтайском крае выдано в 2011 году.
Михаил Хаустов
Банкиры уверяют: в первой половине 2012 года для желающих взять ипотечный кредит открылось окно возможностей. Требования к заемщикам сегодня вернулись к уровню 2008 года, а ставки стали даже ниже, чем до кризиса.
Действительно, по данным Центрального банка России, по итогам 2011 года ставка по кредитам составила 11,9% — это минимальное значение за всю историю российского рынка ипотеки. К примеру, в 2008 году ставка равнялась 12,9%, в 2009-м — 14,6%, а в 2010-м — 13,1%.
Сегодня уровень ставок достаточно низок. По нашему банку средняя ставка по ипотеке составила примерно 11,8%. Ниже никогда не было.
Ставки в этом сегменте в прошедшем году были достаточно стабильны. Сбербанк несколько раз удешевлял ипотеку в рамках акций, я даже не помню, когда до этого у нас ставка по этому продукту опускалась до 8%.
"Дешевле уже не будет", — говорил в конце прошлого года президент Сбербанка Герман Греф.
Однако российские власти уверены, что нынешний уровень ставок не предел. Из уст премьер-министра Владимира Путина не раз звучало пожелание к банкам: ипотека должна быть доступнее. Ставки назывались разные: от 8,5% до 5%. Последний озвученный ориентир — 6,5%.
— Если мы сможем "додавить" инфляцию, то обеспечим снижение ставок по ипотечным кредитам где-то на уровне 6,5% в ближайшие годы. Убежден, что эта задача вполне реальна, — заявил Путин, выступая в апреле в Госдуме с отчетом о работе правительства.
При этом он отметил, что ипотеку для молодых семей и молодых специалистов можно будет сделать еще дешевле, выдавая кредиты на 20–25 лет. "Такие программы уже работают", — сказал премьер, добавив, что к решению этого вопроса должны подключиться региональные власти.
Интересно, что основные надежды власти связывают с уровнем инфляции, который по итогам прошлого года был максимально низким за последние 20 лет. "Если инфляция более-менее стабильна, то ставки тоже можно держать на уровне", — согласна Эльвира Вебер.
Скорее всего, инфляция и в этом году не будет высокой: по прогнозам, цены на продукты питания будут демонстрировать плавную динамику. А вот повышение тарифов может привести к росту цен на непродовольственные товары и ускорить рост цен до 6,0–6,5% во втором полугодии. Конечно, такой уровень рост цен можно считать приемлемым, если учитывать, что еще несколько лет назад показатели инфляции в России были двузначными. Однако для дешевой ипотеки инфляция должна быть ниже.
Другой барьер — стоимость денег, которые банки привлекают для финансирования кредитов. "Для того чтобы конечные ставки по ипотеке были на уровне примерно 5%, нужно, чтобы текущие ставки по депозитам упали на 2–3% в рублевом выражении", — считает Наталия Орлова, главный экономист "Альфа-банка".
По мнению, г-жи Орловой, это на данный момент нереально. "Эти ставки не отражают ни норму рентабельности, ни норму рисков, характерных для России. Любая попытка снизить ставки до этого уровня будет приводить к ускорению оттока капитала, что будет приводить рынок в равновесие, то есть оказывать повышательное давление на ставки", — констатирует эксперт.
Впрочем, одних только стабильных макроэкономических для дешевой ипотеки недостаточно. Еще два не менее важных условия: желание со стороны банков и возможности со стороны строителей.
Проблемы есть как с первым, так и со вторым. У банков ипотека сейчас не в фаворитах. Это связано с тем, что цены на недвижимость высоки и кредиты требуют долгосрочного фондирования, то есть эти два ключевых для рынка параметра создают для банков определенные риски. Поэтому, скорее всего, многие банки предпочтут удерживать ставки по ипотеке высокими, даже если общая тенденция по ставкам будет на снижение.
Что касается застройщиков, то сегодня они просто не в состоянии адекватно ответить на потенциальный спрос со стороны ипотечных заемщиков. "Количество застройщиков, с которыми можно сегодня работать и которые сдают объем жилья, совсем не то, что было в 2008 году, — говорит Максим Волков. — Количество риэлторов и их активность тоже оставляет желает лучшего. Многие из них сворачивают деятельность или ищут другие ниши. Сегодня не 2008 год, когда мы могли бурно инвестировать в строительство. К тому же в сельской местности практически никто не строит".
Как скоро ли нам ждать дешевой ипотеки? "Возможно все — и снижение, и повышение, — считает Эльвира Вебер. — Все зависит от стоимости финансовых ресурсов на рынке. То, за сколько мы покупаем деньги, которые потом выдаем в виде кредитов. Ведь цена зависит от того, за сколько мы привлекаем средства от того же населения. Поэтому эти факторы и будут диктовать уровень ставок".
"Я считаю, что с точки зрения динамики ставок ипотечные кредиты в ближайшем времени могут стать более привлекательными. То есть появится некоторое окно возможности, которое можно будет использовать. Я бы, правда, говорила про ближайшие месяцы, потому что если во втором полугодии общий уровень ставок начнет расти, то ипотечный рынок тоже может пострадать от этого повышения ставок", — считает Наталия Орлова.